Система управления качеством продукции на предприятии
Качество продукции обеспечивается совместной деятельностью всех структурных подразделений, служб и отделов предприятия. Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий.
Система управления качеством продукции представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Важное место в этой системе занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:
• защита репутации предприятия;
• защита потребителя от дефектной продукции;
• сокращение объема непроизводственных работ;
• предупреждение брака;
• участие в разработке новой продукции и технологических процессов.
При решении этих основных задач служба управления качеством выполняет многиефункции, важнейшие из которых следующие:
• координация работ по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара (научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание);
• расчет затрат по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
• определение затрат, обусловленных влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
• координация деятельности всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информация их о достигнутых результатах;
• сотрудничество со службой материально-технического обеспечения, оказание ей содействия в выборе поставщиков и постоянного обновления их «рейтинга» по качеству и участие в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых поставщикам;
• организация обучения качеству работы своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
• активное участие в подготовке кадров и в других действиях с целью стимулирования качества продукции.
Выработка и реализация многих управленческих решений в области качества происходят в процессе технического контроля, представляющего систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
Задачи технического контроля:
• предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
• обеспечение соблюдения заданного технологического режима;
• установление требуемого качества готовой продукции.
Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.
На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям:
• контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции;
• контроль параметров технологического режима.
Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо установить: вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.
Наиболее успешно проблема самоконтроля качества решена на японских предприятиях, где для широкого использования этого метода и изучения проблем качества на каждом участке производства организуются кружки качества — небольшие группы рабочих (до 10 человек) данного цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами дальнейшего повышения качества продукции с целью содействия развитию и совершенствованию выпускаемой ими продукции на основе обучения и самостоятельных занятий с тем, чтобы расширить кругозор и границы мышления. При этом в программу обучения входят такие вопросы, как требования к качеству продукции и методы его улучшения, самые современные научные методы контроля, включая статистические, и др. Все это позволяет не только обеспечивать высокое качество выполнения работ на каждой операции, но и намечать и реализовывать пути дальнейшего повышения на каждом участке производства. По оценке специалистов, использование самоконтроля на рабочем месте не только позволяет обеспечить высокое качество продукции, но и способствует решению важных экономических и организационных вопросов (обеспечение гибкости производства, снижение себестоимости, активизация человеческого фактора и др.). Для этого широко используются механические и автоматические устройства, позволяющие при обработке деталей отключать оборудование в случае отклонения от требований чертежей и появления брака или даже при обработке определенного количества деталей, чтобы не допустить обработки деталей сверх необходимого количества и тем самым предупредить образование сверхнормативного задела. Даже если рабочий пересекает свою рабочую зону, конвейер автоматически останавливается. При этом причины отключения или брака тщательно исследуются и намечаются мероприятия по совершенствованию технологического процесса.