Комплексная система управления качеством продукции.

Качество продукции согласно Международному стандарту ИСО 8402-86 - это совокупность свойств и характеристик продукции или услу­ги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Показатель качества продукции - это количественная оценка од­ного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отрас­левых) предприятий и технических условиях.

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.

1. Обобщающие,характеризующие общий уровень качества про­дукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой, цементной отраслях про­мышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связан­ные с улучшением качества.

2. Комплексные,характеризующие несколько свойств изделий, вклю­чая затраты, связанные с разработкой, 1щризводством иэксплуатацией. В ка­ждой отрасли промышленности применяются свои специфические ком­плексные показатели.

3. Единичные,характеризующие одно из свойств продукции.

Они подразделяются на показатели:

назначения, характеризуют приспособленность изделий для исполь­зования по назначению и область их применения, например мощность дви­гателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, ходи­мость шин, или их пробег до износа, процент содержания полезного веще­ства в сырье и т. д.;

надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации, например частота отказов изделия, вероятность отказа, безотказность, сохраняемость, работоспособность и т. п. Долговеч­ность - это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или дру­гого предельного состояния, например срок службы, ресурс работы (число километров пробега автомобиля, часы работы подшипника, ходимость

шин и т. д.);

технологичностиизделия, характеризуют эффективность конст­рукции машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости, коэффици­ент рационального использования прогрессивных материалов в изделии и т. д.;

эргоиометричеекие. позволяющие определять удобство и безопас­ность эксплуатации изделий. Они характеризуют систему человек - изде­лие - среда и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, запы­ленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рацио­нальность интерьера и рабочего места. С их помощью измеряются пара­метры продукции, влияющие на работоспособность человека при ее экс­плуатации;

эстетические, характеризующие способность продукции удовле­творять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, целостность, выразительность, ориги­нальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т. п. С их по­мощью устанавливается художественно-конструкторский уровень изделия;

стандартизации и унификации, определяющие степень использо­вания в продукции стандартизированных составных частей изделия (сбо­рочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности), например отношение стандартизированных и унифици­рованных частей изделия к общему числу частей в изделии, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям про­дукции;

патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечествен­ных изобретений в данном изделии ивозможность беспрепятственной реа­лизации продукции как в своей стране, так и за рубежом (показатели па­тентной защиты, патентной чистоты);

транспортабельности, определяющие приспособленность продук­ции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стои­мость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, сред­няя материалоемкость упаковки;

экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовле­ние, эксплуатацию или потребление продукции, экономическую эффек­тивность ее эксплуатации. К ним относятся цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделия, эксплуатационные издержки как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия.

Необходимым инструментом, характеризующим соответствие пока­зателей качества продукции требованиям нормативно-технической доку­ментации и стандартам является сертификация.

Сертификация (лат.) - сделано верно.

Сертификация - это оценка, подтверждающая с необходимой досто­верностью соответствие продукции требованиям государственных и меж­дународных стандартов, техническим условиям.

Установление соответствий показателей (параметров) качества продукции заданным требованиям сопряжено с ее испытанием, задачей которого является установление соответствия характеристик объекта заданным требованиям

Системы сертификации могут действовать на национальном, ре­гиональном и международном уровнях.

Любая система сертификации использует стандарты (междуна­родные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Ин­формация о соответствии стандартам необходима покупателям, страхо­вым компаниям, правительственным органам для самых разных ситуаций, связанных с продуктом труда.

В системе сертификации третьей стороной применяются 2 способа указания соответствия стандартам:

1. Сертификат соответствия.

2. Знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте.

Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нор­мативному документу. Информация, представленная в сертификате, долж­на обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний (из­мерений параметров), на основе которых он выдан.

Знак соответствия - это документ в установленном порядке знак, при­меняемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правила­ми системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствуют кон­кретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия подтверждает качество продукции, и как прави­ло, размещается на сертификатах, таре и упаковке.

Первым таким знаком был «Знак качество». В странах Европейского содружества (ЕС) в качестве единого знака соответствия принят знак (С^)

С^ означает соответствие продукции законодательству ЕС, национальные знаки остаются, но они не могут отразить соответствие законодательству ЕС. Знак С^ - единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС и становится фактором конкурентоспособности продукции.

Система качества представляет собой совокупность организацион­ной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспе­чивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного про­дукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции. Система качества должна:

- обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного

цикла продукции:

- обеспечивать участие в управлении качеством всех работников

предприятия;

- устанавливать ответственность на всех этапах управления;

- обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятель­ностью снижения затрат;

- обеспечивать проведение профилактических проверок по преду­преждению несоответствий и дефектов;

- обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятство­вать их допуску в производство и к потребителю;

- устанавливать порядок проведения периодических проверок, ана­лиза и совершенствования системы;

- устанавливать и обеспечивать порядок документального оформле­ния всех процедур системы.

В соответствии с ГОСТом управление качеством продукции -это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня каче­ства продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуа­тации или потреблении путем систематического контроля качества и целе­направленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество

продукции.

Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). КСУКП имеет ряд особенностей:

- система являлась объектом организационного проектирования;

- в своей основе она базировалась на разработке технологических карт управления - организационно-регламентированных стандартов пред­приятия (СТП);

- система была создана на основе обобщения и анализа передового

опыта по управлению качеством продукции;

- в системе четко определялись цели, принципы и функции управле-­
ния качеством.

КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизнен­ного Цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуа­тация).

Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению, качеством, как составной части системы управления предприятием, приве­ла к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали (разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в миро­вом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.

Координатором работы в этой области является Технический коми­тет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000 Первый из них, ИСО 9000, представляет собой руководство по выбору и применению стандар­тов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жиз­ненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов - быть срав­нительными моделями при оценке системы качества производителя в кон­трактных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества, и предназначен для использования пред­приятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.

Одним из элементов системы управления качеством является орга­низация технического контроля на предприятии.

Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изго­товления, и всех производственных условий, обеспечивающих его.

Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.

Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованно, через отдел технического контроля ОТК) -самостоятельное структурное подразделение.

В функции ОТК входят:

- контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов; топлива;

- контроль состояния оборудования и технического оснащения;

- контроль выполнения технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции; контроль качества продукции; предупреждение, выявление и учет брака; установление причин брака;

- разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улуч­шению качества продукции.

Виды и объекты технического контроля. Для решения задач, стоящих перед ОТК, необходимо правильно выбрать вид технического контроля.

По назначению технический контроль различают:

- входной определяющий соответствие закупаемых для производст­ва сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требо­ваниям научно-технической документации (НТД). Проверяется наличие у них сертификатов качества: При этом контролируется комплектность по­ставок, правильность оформления сопроводительной документации и мар­кировки продукции;

- предварительный, осуществляется с целью предотвращения посту­пления в производство бракованных предметов труда и заключается в про­верке качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих из­делий до начала их обработки (сборки);

- промежуточный, осуществляется в процессе Изготовления какого-либо объекта по отдельным операциям. Он может быть пооперационным (проверка после каждой операции) и групповым - проверка после не­скольких операций;

- окончательный, производится при приемке готовых изделий для
выявления некачественной продукции. Он сопровождается специальными
испытаниями и анализом уровня качества в соответствии со стандартами и
техническими условиями.

К объектам технического контроля относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, изделия, оборудование и технологическое оснащение, транспортные средства и технологические процессы.

В процессе контроля используются различные контрольно-измери­тельные приборы, аппараты, инструменты, устройства.

Методы количественной оценки качества продукции. Процесс контроля качества продукции состоит из определения количественного значения контролируемого параметра и его сравнения с установленным стандартом или другим нормативным значением.

Методы количественной оценки качества продукции изучает специальная наука - квалиметрия. Количественные значения показателей качества продукции определяются:

- экспериментальным методом, базирующимся на применении
технических средств. Он позволяет дать наиболее объективную количест-­
венную оценку качеству, так как в его основе лежат физические экспери­-
менты - методы метрологии (измерение геометрических размеров, массы,
твердости, электропроводности, износоустойчивости и т. п.);

- органолептическим методом, основанным на определении каче­ства соответствующими специалистами с помощью органов чувств по балльной системе (измерение вкуса, запаха, цвета);

- социологическим методом, основанным на использовании данных учета и анализа потребителей продукции; экспертным методом, бази­рующимся на использовании обобщенного опыта и интуиции специали­стов и потребителей продукции.

Перечисленные методы предусматривают 100%-ный охват контро­лируемых объектов. Однако нередко оказывается целесообразным подвер­гать проверке лишь часть контролируемых объектов. В этом случае при­меняются статистические методы контроля.

Под статистическим методом контроля понимается контроль ка­чества продукции или состояния технологического процесса, проводимый с использованием теории вероятности и математической статистики.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете ме­ждународных стандартов ИСО 9000 - 9004. принятых международной ор­ганизацией по стандартизации в марте 1987 г. и обновленных в 1994 г.

Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения- международного товарообмена, а также для расширения сотрудничества в области научной, технической и экономиче­ской деятельности Он устанавливает единый, признанный во всем мире, подход к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентирует отношения между покупателем продукции и ее поставщи­ком по вопросам обеспечения качеством продукции.

Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по вы­бору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятии.

Международные стандарты ИСО серии 9000 - устанавливают еди­ный, признанный во всем мире подход к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентирования отношений между по­купателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества

продукции.

Кроме того существуют стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, которые содержат нормативные требования в системе качества для раз­личных этапов жизненного цикла продукции. Стандарт 9004 - это руково­дящие указания, устанавливающие требования в системе качества и пред­назначен для использования предприятием-изготовителем для разработки и внедрения системы.

Существуют также специализированные региональные организации по стандартизации: Европейский комитет стандартов (СЕН), Межсканди­навская организация по стандартизации (ИНСТА) и другие. Разрабатывае­мые ими нормативно-технические документы в отличие от международ­ных, носящих обязательный характер, подлежат обязательному введению в национальную практику стран, которые к ним присоединились.

Комплексная система управления качеством продукции. - student2.ru

Производственная группа Потребительская группа
  технологичности   надежности          
                 
                               
                               
                               
                              :
назначения трудоемкости изготовления /доемкости подготог шя к функциоииров материалоемкость стандартизации и унификации прочие показатели патентно-правовые долговечности безотказности сохраняемое™ ремонтопригодно эргономически эстетические экологически! безопасности прочие показате
                               
        Технического уровня      
  капиталовложения   капиталовложения,
  в производство изделия   связанные с эксплуатацией
      изделия
юмиче себестоимость и оптовая цена изделия юмичес себестоимость единицы работы (продукции),
      выполняемой изделием
       
  рентабельность   производительность
      труда

Рис. 1.2. Показатели качества изделия

Измерение числовых значений показателей качества произво­дится с помощью приборов, измерительных инструментов, опыт­ным или расчетным путем и выражается в натуральном (баллы, другие единицы) либо стоимостном выражении.

Для оценки некоторых свойств продукции (например, эсте­тических) технические средства неприемлемы, поэтому измерения производятся органолептическими методами (с помощью органов чувств по балльной системе). Иногда свойства продук­ции оцениваются путем социологических опросов потребителей или экспертами.

Перечисленная выше номенклатура показателей качества
является основой для количественной оценки качества кон­кретного вида продукции. Причем уровень качества изделия может оцениваться в зависимости от поставленной цели дифференцированно по единичным, комплексным или интеграль­ным показателям, производственной или потребительской группе. Таким образом, уровень качества— эт относитель­ная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.Данный показатель определяется по формуле

где QLo, Qi.e — соответственно значение г-го показателя качества

оцениваемого и базового изделия, баллы;

/ = 1 , 2, 3, . . ., п — число показателей качества изделия. Наряду с уровнем качества определяется технический уро­вень продукции — относительная характеристика, полученная путем сопоставления некоторой совокупности показателей ка­чества изделий рассматриваемого типа с соответствующей сово­купностью базовых показателей. Технический уровень продук­ции обычно оценивается при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре показателей, представленных на рисунке 1 .2. В состав номенклатуры включа­ются только технические показатели производственной и потре­бительской групп.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для централизации управления и проведения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, ее хранению, эксплуатации и ремонту.

Основными задачами инструментального хозяйства являются:

– классификация и индексация инструмента;

– определение потребности предприятия в инструменте;

– планирование обеспечения предприятия инструментом;

– организация производства технологической оснастки;

– организация эксплуатации оснастки, обеспечение ею рабочих мест;

– организация учета и хранения инструмента;

– технический надзор за эксплуатацией оснастки, разработка мероприятий по совершенствованию инструментального обслуживания и снижению затрат на его обеспечение;

– повышение эффективности инструментального хозяйства.

Инструментальное хозяйство включает: инструментальный отдел, инструментальные цехи по производству технологической оснастки, центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые, мастерские по ремонту, заточке и восстановлению инструмента. В производственных цехах организацию инструментального обслуживания осуществляют бюро инструментального хозяйства (БИХ).

Наши рекомендации