Использование чистой прибыли.
За счет чистой прибыли предприятие финансирует следующие виды затрат:
· капитальные вложения в производственную и непроизводственную сферы;
· дивиденды и проценты на вложенный в предприятие капитал;
· отчисления в резервный фонд;
· отчисления на благотворительные цели;
· погашение кредитов инвестиционного характера;
· средства, направляемые на потребление, не подлежащие отнесению на себестоимость продукции;
· расходы, производственные сверх установленного законодательством лимита отнесения на себестоимость продукции (командировочные расходы, расходы на рекламу, на подготовку кадров и др.)
Использование прибыли осуществляется списанием перечисленных затрат на соответствующие бухгалтерские счета. При этом по выбору предприятия возможен один из следующих вариантов финансирования:
· все финансируемые затраты относятся непосредственно на прибыль;
· из прибыли создаются фонды – посредники, а затраты относятся на эти фонды:
- фонд накопления (используется для финансирования производственного и социального развития предприятия);
- фонд потребления (используется для финансирования средств, направляемых на потребление и не относящихся на себестоимость);
- фонд социальной сферы (используется для содержания объектов соцкультбыта).
Достоинством этих фондов является возможность контроля использования прибыли путем сопоставления величины и сроков плановых затрат с фактическими.
Предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
Налогообложение предприятий
Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством.
Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Все налоги регламентируются Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Существует 3 уровня налогов:
1) федеральные – установлены федеральными законами;
2) региональные – установлены НК РФ и законодательством субъектов РФ;
3) местные – установлены НК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах – городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Статья 13 Федеральные налоги и сборы (в ред. ФЗ от 29.07.2004 г.
№ 95-ФЗ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) страховые выплаты на социальные нужды;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Статья 14. Региональные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ).
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес – налог в рублях с игровых единиц);
3) транспортный налог.
Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ).
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Кроме того, все налоги классифицируются по способу взимания:
1. Налоги, взимаемые с потребителя (НДС, акцизы).
2. Налоги, включаемые в себестоимость (страховые выплаты на социальные нужды).
3. Налоги, взимаемые из прибыли (налог на имущество, на прибыль).
Рассмотрим налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость введен Законом РФ с 01.01.1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж.
НДС был впервые введен в 1960 г. и действовал лишь в республике Кот-д,-Ивуар. В настоящее время используется приблизительно в 50 странах мира, в том числе во всех странах ЕЭС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕЭС «Общий рынок».
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Плательщиками налога являются:
- предприятия и организации;
- индивидуальные частные предприятия;
- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
От налога на добавленную стоимость освобождаются:
- товары (работы, услуги), экспортируемые за рубеж;
- услуги пассажирского транспорта;
- стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий;
- услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 18% с 2004 г. Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями и организациями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Сумма налога на добавленную стоимость, которую платит предприятие, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы, топливо, работы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
При определении налога на добавленную стоимость используется зачетный метод исчисления налога.
Таким же методом этот налог исчисляется за рубежом.
В соответствии с зачетным методом налог, уплаченный поставщикам на приобретение товарно-материальных ценностей (работ, услуг), вычитается из налога на готовую продукцию.
Например, цена приобретенных материалов составила 47,2 тыс. руб. (40 тыс. руб. – стоимость материалов и 7,2 тыс. руб. – налога на добавленную стоимость).
Свои затраты и прибыль составили 30 тыс. руб.
Налог на добавленную стоимость начисляется с 77,2 тыс. руб.
47,2 + 30 + 77,2 тыс. руб. (стоимость конечной продукции).
Налог на добавленную стоимость составляет:
77,2 х 0,18 = 13,896 тыс. руб.
Цена с учетом НДС:
77,2 + 13,896 + 91,096 тыс. руб.
Разница между уже уплаченным и начисленным налогом на добавленную стоимость составляет:
13,896 – 7,2 = 6,696 тыс. руб.
Этот налог и платит предприятие.
Таким образом, основными налогами, уплачиваемыми предприятиями АКО, являются:
Страховые выплаты на социальные нужды, уплачиваемый в составе себестоимости.
1.
|
2. Налог на имущество.
3. Налог на добавленную стоимость (включается в цену продукции)
4. НДФЛ – ставка 13% (мах – 35%)
Налог на имущество организаций - региональный налог. В целях налогообложения к имуществу относятся:
- Основные фонды (по остаточной стоимости)
- Нематериальные активы (мак-м – 2,2 %, бывает 2% очень редко) (патенты, изобретения и т.п. находящиеся на балансе предприятия)
Налог на имущество уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль т.к. платится из валовой прибыли до расчёта налога на прибыль.
Налог на добавленную стоимость – представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ, услуг и вносится в бюджеты по мере их реализации. Ставка НДС
- 0%
- 10% - лекарства, продукты питания (сахар, хлеб)
- 18% все остальные с 2004 года.
Т.е. цена продукции, работ и услуг увеличивается на 18%.
Земельный налог относится к местным налогам.
Принятая в 2004 году 31-я глава Налогового кодекса «Земельный налог» и изменение бюджетной классификации в 2004-2005 годах закрепили земельный налог, арендную плату за землю, а также платежи за право на заключение договоров аренды земельных участков как один из основных источников формирования местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Москва – первая среди регионов Российской Федерации обеспечила введение на своей территории главы «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2005 года.
Основной новацией этой главы Налогового кодекса стало изменение налоговой базы для исчисления земельного налога. Вместо нормативной величины, которая рассчитывалась по специальной формуле, утвержденной Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года «О плате за землю», осуществлен переход к использованию кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастр – систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Земельный кадастр включает сведения о природном, хозяйственном, правовом положении земель.
В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» в 1998 был принят соответствующий Закон города Москвы «О ставках земельного налога». Для того чтобы сохранить утвержденную для города Москвы федеральным законодательством среднюю ставку земельного налога (40500 руб./кв.м) и обеспечить соответствующую величину земельного налога в центре города, была произведена дифференциация ставок земельного налога по 69 территориально3экономическим зонам. В результате ставка в пределах Садового кольца (максимальная) была установлена в размере 300277 руб/га, а в Зеленограде (минимальная) – 5578 руб./га, т.е. различие составило 54 раза. При этом перепады ставок на границах территориально-экономических зон достигали 5 раз.
Размеры ставок земельного налога между Третьим транспортным кольцом и МКАД оказались искусственно занижены для того, чтобы сохранить среднюю ставку, установленную для города федеральным законодателем.
Реализация этого подхода в Москве стала возможной благодаря той работе, которая была проведена по государственной кадастровой оценке московских земель, Правительством Москвы еще весной 2003 года.
В мае 2005 года постановлением Правительства Москвы «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год» удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков были актуализированы.
При этом важно подчеркнуть, что оценка земель осуществлялась по единым для всей страны федеральным методикам, прежде всего в интересах всех землепользователей – нынешних и потенциальных. Они должны быть убеждены в том, что стоимостная оценка земли, принадлежащей им на любом виде права, предусмотренным Земельным кодексом, проведена правильно, а регулярные земельные платежи справедливы.
После перехода на исчисление земельного налога от кадастровой стоимости различие в размерах налоговых платежей между Центром и периферией по некоторым видам использования, например, для промышленных объектов и объектов транспорта, сократилось с 54 до 30 раз, а для некоторых, например, для объектов торговли, осталась практически на прежнем уровне. Это, на наш взгляд, более адекватно отражает особенности использования земельных участков для различных видов функционального использования.
Кроме того, в связи с тем, что вместо 69 территориально-экономических зон теперь используется 1596 кадастровых кварталов, перепады стоимости на их границах сведены к минимуму.
В отдельных случаях, предусмотренные НК РФ применяются специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от уплаты отдельны налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
1. Единый сельхоз. налог для сельхоз-товаропроизводителей;
2. Упрощенная система налогообложения;
3. Единый налог на доход для отдельных видов деятельности;
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.