Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества.

В экономике обычно выделяют 4 основные функции цен:

- учетную;

- стимулирующую;

- распределительную;

- регулирующую.

Ценообразование – механизм формирования цен, система (процесс) определения уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач в краткосрочном плане и в перспективе с учетом издержек производства, факторов спроса и предложения, других ценообразующих факторов.

1. Формирование цены промышленной продукции на базе себестоимости.

Структура цены может быть представлена в виде схемы:

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru

НДС взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

НДС является разновидностью налога с оборота.

Отсюда формула определения цена промышленной продукции предприятия на базе себестоимости:

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru

           
 
Себе­стои­мость полная
 
Норма­тивная прибыль
 
Рента­бель­ность
 

Рентабельность

Это относительный показатель эффективности деятельности предприятия.

Для полной характеристики эффективности промышленного производства одного показателя прибыли недостаточно. Абсолютный размер прибыли должен быть выражен в отношении к примененным ресурсам. Это отношение называют рентабельностью. Рассмотрим показатели рентабельности производства и рентабельности продукции.

1. Рентабельность производства:

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru

где Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - годовой объем прибыли от реализации продукции;

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - среднегодовая стоимость основных фондов;

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - среднегодовой норматив оборотных средств.

Показатель рентабельности по отношению к производственным фондам позволяет выявить эффективность использования основных фондов и нормируемых оборотных средств, оценить эффективность капвложений в производственные фонды предприятия отрасли.

2. Рентабельность продукции (уровень рентабельности):

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru

где Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - полная себестоимость продукции планового периода.

Показатель рентабельности по отношению к полной себестоимости изделий используется при установлении цен на новые изделия.

Эта методика расчета цены не учитывает факторы спроса и предложения, поэтому существует опасность упущения потенциальной прибыли. В условиях рыночных отношений предпочтительнее 2-ое ценообразование с ориентацией на спрос.

Цена – это денежное выражение рыночной стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда, стоимостью денег и соотношением спроса и предложения.

В этом случае цена предложения ограничивается сверху и снизу.

Издержки производства и сбыта, зависящие от технологии и организации производства, от принятых проектно-конструкторских решений, и необходимая для нормального воспроизводства прибыль производителя продукции ограничивают уровень цены снизу.

Цена с ориентацией на спрос:

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru

               
  Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru   Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru
 
   
Ц рыночная
 
Ц производителя

где Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - увеличение цены, обусловленное рыночными факторами.

Ценообразование на новую научно-техническую продукцию отрасли

Результатом проведения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ (НИОКР) является НТП в виде научно-технических отчетов, комплектов конструкторской документации, опытных образцов.

Соотношение спроса и предложения, зависимость спроса от цены, ценовая и неценовая конкуренция ограничивают цену сверху.

Научно-техническая продукция и опытные образцы техники, создаваемые в ракетно-космической отрасли в обеспечение НИОКР, проводимых по ФКП РФ, относится к продукции оборонного назначения.

При этом по продукции данного вида осуществляется государственное регулирование цен на внутреннем рынке, которое находится в ведении федеральных органов исполнительной власти – Правительство РФ и ФКА.

Определение цен на новую продукцию осуществляется на стадиях разработки и производства, включая 3 вида цен:

- лимитную (на этапе ТЗ);

- договорную (в период освоения продукции, предназначенной для серийного производства);

- оптовую цену на продукцию серийного (массового) производства.

Лимитная цена (Цл) выражает предельно допустимый (верхний) уровень цены новой продукции, определяемый на основе стоимостной оценки улучшения ее потребительских (полезных) свойств, при котором обеспечивается относительная доступность новой продукции для покупателя по сравнению с лучшими образцами существующей аналогичной продукции.

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru ,

где Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - цена базового изделия; реальные условия его воспроизводства к моменту проектирования новой техники отражаются с помощью коэффициента Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - характеризует моральное старение базовой техники за период проектирования, освоения НТ;

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - полезный эффект, рассчитанный по условиям применения новой техники у конкретного потребителя (в рублях).

Полезный эффект новой продукции отражает физико-технические полезные свойства этой продукции. На его величину влияют показатели надежности, долговечности, экологичности, использования рабочей силы, производительности и социальные показатели.

Полезный эффект может корректироваться (выражаться) через эффект единицы обобщенного показателя качества изделия (базового и нового).

Например, для оценки новизны двигателя может быть использован комплексный коэффициент прогрессивности двигателя по показателям весовой удельной тяги двигателя и удельного расхода топлива.

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru - коэффициент учета полезного эффекта в цене нового изделия (для продукции, имеющей аналог).

Оптовая цена (отражает нижний уровень цены НТП) характеризует среднеотраслевые затраты на производство продукции, отражает минимальные хозрасчетные интересы предприятий-изготовителей (индивидуальные интересы предприятия могут быть выше).

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru ,

где Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru .

Договорные цены на новую технику должны быть равновыгодны производителю и разработчику:

Цена – это экономическая категория, отражающая в стоимостном, денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции и определенные накопления для предприятия и для общества. - student2.ru


Наши рекомендации