Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж

1. Состав и структура затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Группы денежных расходов организации, исходя из их экономического содержания:

1) Расходы, связанные с извлечением прибыли (связанные с основной деятельностью: обслуживанием производственного процесса, выполнением работ, оказанием услуг, реализацией продукции, инвестиции).

2) Расходы, не связанные с извлечением прибыли: средства, направленные на потребление владельцев предприятия; расходы на благотворительные, гуманитарные цели; отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, отчисления в социальную сферу.

3) Принудительные расходы: обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы, связанные с обязательным страхованием.

Первая группа расходов в основном и составляет себестоимость продукции, работ, услуг. Это важнейший не только количественный, но и качественный показатель.

Согласно НК, расходами предприятия являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимают затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходы делятся (в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия) на:

ü Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг:

o Материальные расходы;

o Расходы на оплату труда;

o Суммы начисленной амортизации;

o Прочие расходы;

ü Внереализационные расходы.

Материальные расходы:

v расходы на приобретение (изготовление) сырья, материалов (основных и вспомогательных);

v затраты, связанные с приобретением запасных частей и других расходных материалов, необходимых для ремонта имущества предприятия;

v расходы, связанные с приобретением комплектующих изделий, полуфабрикатов;

v расходы, связанные с приобретением топлива, воды и энергии всех видов;

v потери от недостачи или порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

Методы оценки сырья и материалов:

1) по себестоимости единицы изделия (для оценки дорогостоящих материалов, например драгоценных камней)

2) по средней себестоимости (определяется по каждому виду или группе материалов)

3) ФИФО. В этом случае допускается, что запасы используются в последовательности их приобретения.

4) ЛИФО. Оценка осуществляется по стоимости последних запасов по времени приобретения.

Расходы на оплату труда. Оплата труда (согласно трудовому кодексу) – система отношений между работником и работодателем, связанных с выплатой работникам за их труд в соответствии с законами, другими правовыми актами и договорными отношениями. Состоит из:

I. Вознаграждение за труд, которое зависит от квалификации работника и от сложности, количества, качества, условий выполняемых работ.

II. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

К расходам на оплату труда относятся (в соответствии с НК):

1. Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам.

2. Начисления стимулирующего характера: премии за производственные результаты, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и другие подобные показатели.

3. Надбавки компенсирующего характера (связаны с режимом работы и условиями труда): за работу в ночное время, в многосменном режиме, за сверхурочную работу и т.п;

4. начисления работникам за реорганизацию предприятия, за выслугу лет; надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда; платежи по договорам обязательного и добровольного страхования; обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

Не включаются в расходы на оплату труда:

· премии, выплачиваемые из специальных фондов и целевых поступлений;

· материальная помощь;

· беспроцентная ссуда (на улучшение жилищных условий)

· оплата дополнительных отпусков женщинам с маленькими детьми

· дивиденды, выплачиваемые по акциям в трудовом коллективе

· оплата путевок и т.п.

Эти расходы осуществляются за счет прибыли.

PFP (Pay for Performance) – плата за исполнение.

Типы гибких систем оплаты труда:

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru комиссионные;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru денежные выплаты;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru специальные индивидуальные вознаграждения: специальные премии, которые выплачиваются за владение определенными необходимыми сейчас навыками (например, Hot skills); премии за верность компании;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru программы разделения прибыли

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru акции и опционы на их покупку.

Амортизационные отчисления – суммы на полное восстановление (не на ремонт) имущества предприятия. Чтобы их определить нужно знать первоначальную (восстановительную) стоимость нормы амортизации.

Прочие затраты, связанные с производством и реализацией:

+ налоги и сборы, установленные законодательством, кроме налога на прибыль, НДС, акцизов и платежей за сверхнормативные выбросы веществ, загрязняющих окружающую среду.

+ Комиссионные сборы за выполнение сторонними организациями услуг,

+ расходы на оплату услуг по охране имущества организации, пожарную сигнализацию, расходы, связанные с содержанием собственной службы безопасности

+ Расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности

+ Расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, в том числе резерв на предстоящие расходы;

+ Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое, либо принятое в лизинг имущество;

+ Расходы на содержание служебного автотранспорта.

+ Расходы на командировки (проезд, проживание, суточные);

+ Расходы, связанные с оплатой услуг: юридических, информационных, консультационных, нотариальных, аудиторских, почты, телеграфа, связи и т.п.

+ Представительские расходы;

+ Расходы на рекламу;

+ Расходы обслуживающих хозяйств (подсобные хозяйства, ЖКХ, объекты социально-культурной сферы);

+ Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности.

+ Расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов

+ Расходы на НИОКР

+ Расходы на страхование имущества

Особые условия формирования:

1) Представительские расходы. К ним относятся:

a. На проведение официального приема;

b. На транспортное обслуживание;

c. Буфетное обслуживание;

d. Оплата услуг переводчиков, не находящихся в штате организации;

Нельзя относить расходы на развлечения. Представительские расходы включаются в состав прочих в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда.

2) Расходы на рекламу делятся на:

a. Ненормируемые: расходы на рекламу через СМИ, на наружную рекламу, расходы, связанные с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, связанные с оформлением витрин (их сумма полностью относится к прочим расходам).

b. Нормируемые – они могут относиться к расходам на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

3) Расходы на ремонт основных средств. Для обеспечения равномерного включения затрат предприятия имеют возможность создавать резерв на предстоящий ремонт.

4) Расходы на НИОКР. Включаются равномерно в течение трех лет при условии: использование результатов этих работ с 1 числа месяца следующего за месяцем окончания этих работ. Если эти работы не дали положительного результата, то они также относятся в течение 3 лет на прочие расходы, но в размере не более 70% фактически понесенных затрат.

5) Расходы на страхование имущества. Все страховые взносы по всем видам обязательного и по следующим видам добровольного страхования: средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, незавершенного капитального строительства, добровольное страхование рисков (связанных со строительно-монтажными работами), товарно-материальных запасов, сельскохозяйственных культур и животных. Затраты на добровольное страхование оцениваются по фактическим затратам.

6) Арендные (лизинговые) платежи. Арендная плата устанавливается либо за все арендуемое имущество в целом, либо отдельно по каждой из составных частей этого имущества. Формы арендной платы:

a. в твердой сумме, вносимой периодически, либо единовременно

b. в виде доли продукции, полученной в результате использования арендованного имущества

c. предоставление арендатором определенных услуг

d. передача арендатором арендодателю определенной вещи в собственность или в аренду

e. возложение на арендатора затрат на улучшение арендованного имущества

17 сентября 2010 г.

При лизинге взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме лизинговых платежей. Лизинговый платеж включает в себя следующие элементы:

1) плата за основные услуги

2) амортизация имущества

3) инвестиционные затраты

4) оплата процентов за кредит

5) плата за доп. услуги, которые предоставляет лизингодатель

6) НДС

7) Взносы за страхование имущество

8) Налог на имущество

Внереализационные расходы – не связанные с производством продукции, работ, услуг:

v Расходы, связанные с содержанием имущества, переданного по договору аренды или лизинга.

v Расходы по долговым обязательствам любого вида в виде процента; которые существенно не отклоняются от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях:

o Выданы в той же валюте;

o На те же сроки;

o Под аналогичное обеспечение

o Попадающие в ту же группу кредитного риска;

Под существенным отклонением понимается отклонение более чем на 20%.

Если нет сопоставимых, устанавливается предельная величина процентов, признаваемых расходами:

+ Если долговые обязательства выражены в рублях: ставка рефинансирования ЦБ *1,1

+ Если в иностранной валюте: 15%

v Расходы на организацию выпуска ценных бумаг

v Расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг

v Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте

v Расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, полученные в следствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ.

v Расходы, связанные с ликвидацией имущества (демонтаж, разборка, вывоз)

v Связанные с содержанием законсервированных объектов.

v Связанные с выплатой штрафов, пени, неустоек, за нарушение договорных и долговых обязательств

v Расходы на оплату услуг банков

v Убытки, полученные предприятием:

o прошлых периодов, выявленные в отчетном периоде;

o безнадежные долги;

o потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

o по внешним причинам, не компенсируемые виновниками;

o расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, убытки от хищений, виновники которых не установлены;

o потери от стихийный бедствий;

o убытки по сделке уступки права требования (продажа дебиторки).

2. Классификация затрат, относимых на себестоимость.

Ø По экономическому содержанию: материальные, трудовые, денежные

Ø По направлению затрат: производственные, коммерческие

Ø По способу распределения между видами продукции: прямые и косвенные

Ø По элементам затрат:

Ø По статьям затрат: сырье и материалы, топливо и энергия, оплата труда производственные рабочих, подготовка и освоение нового производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы.

Ø В зависимости от объема производства: постоянные, переменные

Ø В связи с технологическим процессом: основные, накладные

Ø В зависимости от периодичности возникновения: постоянные, единовременные

Ø В зависимости от использования в системе управления: прогнозные, плановые, фактические

Ø По источникам финансирования:

o затраты, включаемые в себестоимость продукции;

o Производимые за счет прибыли предприятия

o Затраты, покрываемые целевыми средствами и за счет специальных фондов;

По элементам затрат – используется для определения общей суммы себестоимости продукции с подразделением на составные части.

Затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства – основные (сырье, топливо, зарплата произв. Рабочих). Затраты, участвующие в процессе управления производством и его обслуживания – накладные.

Прямые – расходы на производство конкретных видов продуктов. Они прямо включаются в себестоимость единицы каждого вида продукции. К ним относятся:

1) Материальные расходы;

2) Расходы, связанные с оплатой труда работникам, участвующим непосредственно в производстве товаров, работ, услуг

3) Сумма страховых выплат, начисленная на указанные суммы фондов оплаты труда.

4) Сумма амортизации по основным фондам, участвующим в производстве товаров.

Косвенные затраты распределяются по видам продукции согласно установленному базовому показателю.

Переменные затраты – те, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости от изменений объема производства. К ним относятся: материальные затраты, зарплата основных производственных рабочих…

Постоянные затраты – не изменяются прямо пропорционально объемам производства. При росте объема производства затраты на единицу уменьшаются, и наоборот.

Эта классификация (на постоянные и переменные) используется:

1. При оптимизации структуры выпускаемой продукции;

2. При проведении анализа безубыточности продукции;

3. Во внутрифирменном финансовом планировании

3. Планирование себестоимости продукции, работ, услуг.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Выделяют следующие виды:

· Цеховая или себестоимость подразделений – все затраты данного цеха или подразделения, связанные с производством продукции, работ, услуг, в том числе:

o Материальные

o Зарплата с отчислениями

o Амортизационные отчисления основных фондов

o Цеховые расходы

· Производственная – затраты цехов на производство + общехозяйственные расходы

· Полная - все затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Себестоимость: товарной и реализуемой продукции. Они не равны, потому что:

1) Продукция, выпущенная в конце соответствующего периода реализуется в этом же периоде.

2) Расходы, связанные с реализацией продукции, списываются на себестоимость реализуемой продукции, а остатки нереализованной продукции учитываются по производственной себестоимости

3) Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода не одинаков и зависит от:

a. Применяемых форм безналичных расчетов;

b. От методов признания доходов и расходов;

Расчет себестоимости реализуемой продукции (С):

С = О1 +Т – О2,

Где О1 – остатки нереализованной продукции на начало периода по фактической производственной себестоимости;

Т – затраты на выпуск товарной продукции в рассматриваемом периоде по полной себестоимости;

О2 – остатки нереализованный продукции на конец периода по производственной себестоимости.

При кассовом методе в О1 входит:

1) Готовая продукция на складе

2) Товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил

3) Товары отгруженные, не оплаченные в срок

4) Товары на ответственном хранении у покупателя

В О2 входят:

1) Готовая продукция на складе

2) Товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил

20 сентября 2010 г.

Смета затрат на производство и реализацию продукции представляет собой плановый документ, определяющий все затраты предприятия, связанные с изготовлением основной продукции, выполнением других работ или услуг и их реализацией.

Смета затрат может составляться на месяц, квартал, год (с разбивкой по кварталам). Она позволяет рассчитать следующее:

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru Себестоимость производимой и реализуемой продукции;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru Прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru Рассчитать материало-, трудо- и фондоемкость продукции;

Затраты организации на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж - student2.ru Потребность в оборотных средствах предприятия;

Бюджеты составляются в разрезе отдельных подразделений предприятий и центров ответственности, а далее составляется бюджет организации в целом.

При планировании затрат предприятию необходимо знать следующую внешнюю информацию:

- Уровень ставок налогообложения

- Тарифы взносов во внебюджетные фонды

- Уровень процентных ставок

- Уровень тарифов на транспортные услуги

- Иные факторы

Системы калькулирования себестоимости:

ü Стандарт-костинг. Само предприятие разрабатывает нормы и нормативы затрат, фактические затраты сопоставляются с нормативными, учитываются затраты по отклонениям. Плюсы:

o Использование прогрессивных норм и нормативов

o Непрерывная связь этих нормативов с ценовой политикой предприятия

o Возможность эффективного контроля за отклонением отчетных показателей от нормативных

o Более объективные результаты

Ограничения использования: стабильная экономическая среда, отсутствие высокой инфляции, высокий уровень менеджмента.

ü Директ-костинг. Система калькулирования переменных затрат. Цель: контроль за маржинальным доходом в разрезе отдельных изделий. Плюсы:

o Простота и доступность для практического применения

o Минимум расчетных операций

o Высокая надежность полученных результатов

o Возможность управления переменными затратами и доходом в целом.

Минус: нет отражения всей совокупности затрат.

4. Выручка от реализации продукции. Ее состав.

Входящие (поступающие) денежные средства – это:

1) Выручка от реализации:

a. Выручка от реализации товаров, работ, услуг (как собственного производства, так и приобретенные). Реализация товаров, работ, услуг – передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг одним лицом другому лицу.

b. Выручка от реализации имущественных прав

2) Внереализационные доходы:

a. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

b. Доходы от операции купли и продажи иностранной валюты;

c. Доходы от полученных штрафов, пени и других санкций за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков;

d. Доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду;

e. Доходы от предоставление в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности

f. Проценты, полученные по долговым обязательствам по договорам кредита, банковского вклада

g. Безвозмездно полученное имущество

i. Если амортизируемое, то исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости имущества;

ii. Если не амортизируемое, то исходя из затрат на его производство;

h. Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

i. Доходы в виде положительной курсовой разницы от переоценки имущества;

j. Стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке основных средств

k. Сумма не используемого по целевому назначению имущества, которое получено в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;

l. Суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности;

m. Стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных путем инвентаризации.

Внереализационные доходы и расходы не выделяются в бухгалтерском учете (только в налоговом).

Момент реализации – переход права собственности (в мировой практике). В РФ существуют два варианта:

1) По моменту отгрузки – метод начисления, или реализация по отгрузке.

2) Когда средства поступили на счет предприятия – кассовый метод, или реализация по оплате. Есть ограничение по использованию этого метода: применяется только для организаций в том случае, когда в среднем за 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн. рублей (за каждый квартал).

Значение выручки. Этот показатель является одним из важнейших показателей деятельности экономического субъекта. Здесь важен объем реализованной продукции. От выручки зависит финансовый результат деятельности предприятия. Выручка обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность предприятия, решающим является своевременность поступления. Выручка – источник возмещения затрат и формирования фондов денежных средств.

Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции, работ, услуг:

1. Производственные – количество (объем продаж), ассортимент, качество реализуемой продукции, уровень издержек производства и реализации

2. Ценовые

3. Организационные:

a. Субъективные: своевременное и правильное оформление платежных документов, организация оперативной финансовой работы, контроль за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, маркетинговая политика предприятия, грамотная реклама.

b. Объективные: ОПФорма, сфера деятельности, финансовое состояние покупателей, применяемые формы расчетов, сроки документооборота, транспортное обеспечение.

Критический объем производства – который позволяет получить максимальную выручку.

5. Планирование и распределение выручки от продаж.

Необходимо:

v Для финансового планирования

v Для определения прибыли

v Для оперативной финансовой работы

Исходные предпосылки для планирования выручки:

· Производственная программа

· Ценовая политика предприятия;

· Необходимая сумма прибыли

Методы планирования выручки от продаж:

1) Метод прямого счета

В = Р * Ц, где

В – выручка

Р – объем товарной продукции в натуральном выражении по видам продукции

Ц – цена единицы продукции.

Этот метод основан на гарантированном спросе: объем продукции предварительно оформлен пакетом заказов. Преимущества:

+ Наиболее достоверный метод;

Недостатки:

- Как правило, в условиях рынка у предприятия нет гарантированного спроса на весь ассортимент продукции

2) Расчетный метод

В = Он + Т – Ок, где
В – выручка от продаж
Он – остатки нереализованной продукции на начало периода по производственной себестоимости,
Т – объем товарной продукции в ценах реализации
Ок – остатки нереализованной продукции на конец периода по производственной себестоимости

Кпересчета = Т в ценах реализации / Т по производственной себестоимости, где Т – объем товарной продукции в отчетном периоде.

Распределение выручки:

Выручка от продаж  
Материальные затраты Амортизационные отчисления Прочие затраты Валовой доход  
Расходы на оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды Чистый доход Косвенные налоги  
Налог на прибыль Чистая прибыль  
Себестоимость продукции  

24 сентября 2010 г.

6. Цена продукции. Ценовая политика предприятия.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Три задачи, стоящие перед ценой:

1) Цена должна возмещать затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

2) Цена должна обеспечивать хозяйствующему субъекту определенный уровень накоплений (для обеспечения расширенного воспроизводства, для создания поощрительных фондов, для платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

3) Цена должна стимулировать выпуск продукции высокого качества, высококонткурентной продукции, соответствующей мировым стандартам.

Существуют 2 вида цен: рыночные и регулируемые. Рыночная цена – цена, сложившаяся под взаимодействием спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических условиях.

Идентичные – товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения, изготовитель.

Однородные – не являющиеся идентичными, но они имеют схожие характеристики, состоят из схожих компонентов, например: качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Сопоставимые экономические условия – такие условия, когда различие между ними существенно не влияют на цену или когда различия между ними могут быть учтены с помощью поправок.

Плюсы рыночных цен: оперативность и учет требований рынка.

Минусы: возможность необоснованного роста.

Система цен:

1. Оптовая цена. Она складывается из затрат и планируемой прибыли.

2. Отпускная цена формируется путем добавления к оптовой цене косвенных налогов.

3. Отпускные цены посредников, оптовых торговых организаций, розничных торговых организаций (розничные цены) = отпускные цены + надбавки.

Существует 2 вида государственно регулируемых цен: фиксированные (когда установлен твердый уровень цены, например на коммунальные услуги) или предельные.

Цены франко показывают до какого пункта продвижения товаров покупатель свободен от расходов на доставку.

v Цена франко станция отправления – все расходы до станции отправления включены в цену, а все последующие несет покупатель.

v Цена франко станция назначения – все расходы по доставке включаются в цену и их оплачивает поставщик.

При установлении установления цен следует учитывать 2 возможных метода их формирования:

1. Затратный – уровень цен должен покрывать все затраты на производство и реализацию и обеспечивать прибыль. Не учитывается конкурентный спрос на продукцию, возможность реализации, зависимость между ценой и объемом продаж.

2. Рыночный – учитывается конкуренция, объемы продаж, эластичность спроса, уровень безубыточности.

Тема 3. Прибыль организации, ее планирование, распределение и использование.

1. Экономическое содержание прибыли, ее функции.

Прибыль – денежное выражение чистого дохода предприятия любой формы собственности.

Функции:

1) Характеризует финансовые результаты хозяйственной деятельности организации.

2) Стимулирующая – проявляется в процессе распределения и использования прибыли.

3) Один из основных источников формирования финансовых ресурсов организации, один из источников приращения капитала, социального развития предприятия. Также прибыль – важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Согласно НК РФ прибыль:

· Для российских организаций = полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

· Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства = полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

· Для иных иностранных организаций = доход, полученный от источников в РФ.

Валовая прибыль – общий объем прибыли предприятия.

Прибыль до налогообложения – та сумма прибыли, которая подлежит налогообложению.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Балансовая прибыль – прибыль, отражающаяся в балансе.

Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль. Разница между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов. Эти разницы могут быть постоянные и временные.

Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налогооблагаемой прибыли отчетного периода. Например, превышение фактических расходов, учитываемых в бухгалтерской прибыли, над расходами, которые принимаются для целей налогообложения (представительские расходы, расходы на рекламу).

Временные разницы – доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль в другом или других отчетных периодах. Эти разницы формируют отложенный налог на прибыль – сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет, в следующем за отчетном или последующих отчетных периодах. Они могут быть двух видов: вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы.

· Вычитаемые приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего к уплате в бюджет, в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах. Примеры: при применении разных способов расчета амортизации, излишне уплаченный налог (его сумма не возвращается, а принимается к зачету в следующем периоде).

· Налогооблагаемые приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего к уплате в бюджет, в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах. Например, разные способы амортизации, отсрочка налога на прибыль, различные правила отражения процентов за заемные средства.

Состав прибыли. Валовая прибыль формируется от всех видов деятельности предприятия. Самую большую долю составляет прибыль от основной деятельности (при нормальных условиях до 90%). Также сюда входит прибыль от реализации продукции и услуг нетоварного характера: прибыль подсобных хозяйств (сельских хозяйств, автохозяйств), прибыль от реализации имущества и имущественных прав, результаты внереализационных операций.

Факторы, влияющие на величину прибыли от основной деятельности предприятия:

Ø Субъективные

o Рост объема производства

o Снижение себестоимости производимой продукции

o Повышение качества продукции

o Повышение эффективности использования производственных фондов

o Рост цен на производимую продукцию

Ø Объективные

o Изменение государственно регулируемых цен

o Влияние природных, климатических, географических условий

o Работа транспорта

o Установленные нормы амортизации

o Конъюнктура рынка продукции

o Цены на приобретаемые товарно-материальные ценности.

2. Методы планирования прибыли.

1) Метод прямого счета. Наиболее широко распространен в РФ. Применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

П = (В *Ц) – (В*С), где
П – плановая прибыль,
В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении,
Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и др.);
С – полная себестоимость единицы продукции.

Этому расчету предшествует:

ü Определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом периоде по себестоимости и в ценах реализации.

ü Определение остатков нереализованной продукции на начало и на конец планируемого периода.

Пример расчета прибыли методом прямого счета.

Исходные данные: Фирма выпустит в плановом периоде 30 тыс. единиц готовой продукции. Оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) – 15 тыс. руб. Производственная себестоимость по отчету за истекший период = 10 тыс. руб. за единицу. В плановом периоде снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5%. Расходы по реализации продукции 0,5% к реализуемой продукции по производственной себестоимости. Остаток нереализованной продукции на начало планового периода = 1500 ед., на конец планового периода = 500 ед.

Решение:

1. Остатки нереализованной продукции на начало планового периода по производственной себестоимости 10 тыс. руб * 1500 ед.= 15000 тыс. руб

2. Производственная себестоимость единицы продукции в плановом периоде 10 тыс. руб * 95% / 100% = 9, 5 тыс.руб

3. Объем товарной продукции в плановом периоде по производственной себестоимости 9,5 тыс. руб * 30000 ед. = 285 000 тыс. руб

4. Остатки нереализованной продукции на конец планового периода по производственной себестоимости = 9,5 тыс. руб. * 500 ед. = 4750 тыс. руб.

5. Объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом периоде с учетом переходящих остатков 15000 +285000- 4750= = 295250 тыс. руб.

6. Расходы по реализации продукции (295250 тыс. руб. * 0,5%)/100% =1476, 25 тыс. руб

7. Обхем реализации продукции по полной себестоимости 295250 + 1476,25 = 296726,25

8. Объем реализации продукции в натуральном выражении 1500 + 30000 -500 = 31000 ед.

9. Объем реализации продукции в оптовых ценах 15 тыс. руб * 31000 ед. = 465000 тыс. руб

10. Прибыль от реализации продукции в плановом периоде 465000 – 296725,25 =168273, 75 тыс. руб.

27 сентября 2010 г.

Плюсы: прост и доступен. Минусы: при большом ассортименте трудоемок и не позволяет выявить влияние факторов на размер получаемой прибыли.

2) Аналитический метод

Область применения: при большом ассортименте выпускаемой продукции. Может применяться в качестве проверки и дополнения к методу прямого счета.

Плюсы: позволяет выявить влияние различных факторов на величину получаемой прибыли.

Особенность: прибыль определяется не по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции.

В его основе лежит определение уровня базовой рентабельности. Этапы:

1) Исчисление уровня базовой рентабельности; отношение прибыли за отчетный период к полной себестоимости сравнимой продукции за тот же период.

2) Определяется объем продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного периода. Исчисляется прибыль исходя из базовой рентабельности.

3) Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, изменения ассортимента продукции, изменения качества производимой продукции, цен на производимую продукцию и т.д.

3) Совмещенный метод

Сочетание метода прямого счета и аналитического.

Прибыль от прочей реализации планируется, как правило, методом прямого счета. Прибыль от внереализационных операций рассчитывается для традиционных статей (штрафы, пени и т.п) на основе опыта прошлых лет, а для статей, связанных с предпринимательской деятельностью (сдача в аренду, вложения и т.п.), прибыль планируется в зависимости от прогноза развития предпринимательской деятельности данного субъекта.

4) Расчет эффекта операционного (производственного) рычага

Он основан на анализе взаимосвязи «Затраты – объем продаж – прибыль». Его особенность в разделении всех затрат на постоянные и переменные. В основе метода лежит утверждение: «прирост прибыли зависит от относительного уменьшения постоянных и переменных затрат».

Эффект производственного рычага – явление, когда с изменением объема продаж происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

Определение влияния изменения постоянных и переменных затрат на размер прибыли:

I. А. Дано: 1) Объем продаж (выручка) в отчетном году составил 1820 тыс. руб
2) в том числе постоянные = 1238 тыс. руб.; переменные затраты = 197 тыс. руб

Прибыль = 1820 – (1238+197) = 385 тыс. руб.

Б. Дано: В плановом году объем продаж (выручка) увеличивается на 10% = 2002 тыс. руб

Переменные затраты тогда тоже увеличатся на 10% = 1362 тыс. руб.

Постоянные не меняются.

Прибыль = 2002 – (1362 + 197) = 443 тыс. руб.

Прибыль возросла на 15 % по сравнению с пунктом А.

Наши рекомендации