Организационные структуры предприятия

Структура управления организацией– логически взаимосвязанная совокупность элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Если рассматривать систему упрвления с т.зр. посторения или организации сист. упр-я, то состоит из множества взаимодействующих звеньев.

Звено упр-я - обособленное подразд-е в сист.упр-я со строго очерченными функциями.

В качестве звена упр-я мог. выступать: 1)рук-ли препр-я; 2)подразделения предпр-я, кот. выполняют либо часть ф-ии упр-я либо одну ф-ю упр-я либо сов-ть ф-й упр-я.

Все звенья упр-я связаны м/д собой в систему упр-я, поэтому сущ. опр-е виды связи звеньев упр-я:

1.Горизонтальные - одноуровневые связи, осущ. согласование в процессе упр-я, а также кооперацию, координацию м/д равноправными звеньями упр-я.

2.Вертикальные - м/д рук-м и исполнителем, явл-ся каналами связи распоряжений и отчетов(обратная связь).

3.Функциональные - связи подчинения по опр-м функциям упр-я, носят совещательный хар-р; осущ-ся от одного функц-го подразд-я к другому.

4.Линейные - представляют связи подчинения исполнителя рук-лю по ;определяют властные полномочия рук-лю при прямом непосредственном руководстве подчиненному.

Взаимосвязь звеньев и ступеней упр-я, а также их подчинение описания с помощью графического изображения, наз-ся схемой упр-я.

Схематич-е изображение связи отд-х звеньев упр-я предст. собой организационную структуру упр-я.

Стр-ра упр-я показывает:

-составляющие звенья сист.упр-я;

-ступени упр-я или иерархию;

-соподчиненность самостоятельных управленческих подразд-й или отд-х должностей, выполняющих функции упр-я.

Ступень упр-я - сов-ть звеньев упр-я, кот. нах-ся на опр-м ур-не иерархии упр-я.

Иерархия упр-я - отображение вертикальной связи м/д звеньями упр-я, а также распред-е полномочий властного и функц-го хар-ра.

Построение орг.стр-ры осущ-ся поэтапно:

1.Определяется микроур-нь сист.упр-я. Микроур-нь - группа участков преприятия, кот. предст. собой самые мелкие ее структурные подразделения, кот. находятся на самой низкой ступени иерархии упр-я.

2.Опр-ся мезоуровень - относительно автономные организационные образования, такие как функц-е подразд-я.

3.Макроуровень - организационное образование, кот. в стр-ре упр-я нах-ся на самом верхнем ур-не иерархии.

4.Опр-ся связи и отношения м/д подразд-ми.

5.Опр-ся связи и отношения м/д ступенями иерархии.

6.Составляется структурный портрет сист.упр-я.

7.Распределяются функции упр-я м/д структурными подразд-ми.

8.Составляется общая хар-ка полученной орг.стр-ры упр-я.

Хар-ка стр-ры упр-я включает:

1)размерпредприятия2)админ-йкомпонент3)сложностьстрры4)дифференциацию5)формализацию6)кнтроль7)бюрократизацию8)централизацию9)уровни власти10)традиционализм11)конфигурацию12)специализацию13)интеграцию14)стандартизацию и т.д.В стр-ре упр-я используется термин "департаментализация" - это процесс организационного обособления выполнения отд-х работ или деление сист. упр-я на отд-е блоки, отделы, сектора, отделения.каждый из них имеет четко определенные задачи и обязанности.

2 типа орг.стр-р:

1.Иерархич-е: формальные, механистич-е, бюрократич-е, классич-е, традиц-е.

СВОЙСТВА:

-жесткая иерархия власти в орг-ии

-формализация исп-х правил и процедур

-централизация принятия решений

-узкоопределенная отв-ть в деят-ти орг-ии

2.Адаптивные: органич-е, гибкие СВОЙСТВА:-размытость иерархии упр-я

-неб-е кол-во уровней упр-я -гибкость стр-ры власти -слабое или умеренное исп-е формальных правил и процедур -децентрализация принятия решения -широкая определенность отв-ти в деят-ти орг-ии.

Выбор зависит от неск-х усл-й:

1)в каких усл-х функционирует орг-я

2)что из себя предст.эта орг-я

3)учет соотв-х критериев, кот. явл-ся наиб. значимыми для каждого вида стр-ры.

Структуры КЛАССИЧ-ГО типа:

1)линейные

2)функциональные

3)линейно-штабная

4)линейно-функц-я

5)дивизиональная

1)самая простая стр-ра упр-я. Основным принципом построения явл-ся вертик-я иерархия,т.е. соподчиненность звеньев упр-я снизу до верха.

Осущ-ся принцип формир-я сист.упр-я, т.е.принцип единоначалия.

"+": -единство распорядительства,т.е. простота и четкость подчинения;

-полная отв-ть рук-ля за рез-ты деят-ти;

-опертивность принятия решений;

-согласованность действия рук-й и исполнителей.

"-": -очень большая информационная перегруженность линейного руководителя;

-огромный поток док-в напр-ся к рук-лю;

-слишком много контактов у рук-ля и исполнителя;

-высокие треб-я предъявляются к рук-лю;

-негибкость стр-ры,т.к. все реш-я приним-ся линейным рук-м и не позволяет решать задачи в соотв-ии с изменяющимися условиями.Если предпр-я большие, то лин.стр-ра исп-ся в низовых произв-х звеньях.

2)все функции упр-я разделяются по структурным подразделениям и соотв-но каждое стр-е подразд-е выполняет опр-е функции упр-я.

"+": -высокая компетентность специалистов, кот. отвечают за выполнение конкретных функций;

-специализация подразд-й на ;

-ликвидация дублирования вып-я опр-х задач упр-я отд-ми службами.

"-": -нарушение принципа единоначалия;

-длительность процедур принятия реш-й;

-трудность поддержания пост-х взаимосвязей м/д разл-ми функц-ми службами;

-снижение отв-ти исполнителя за свою работу;

-несогласованность и дублир-е указаний и распоряжений, получаемых исполнителями от верхних ступеней упр-я.

3)на основе лин-й стр-ры создали при каждом лин-м рук-ле спец.подразд-я, кот. назвали штабные службы, каждый штаб специализир-ся на выполнении опр-х управленч-х функций, не обладая правом принятия реш-й, т.е. деят-ть этих штабов сводится к поиску наиб.рациональных вариантов реш-я управленч-х задач.

Окончательное принятие решения осущ-ся лин-м рук-м.

4)так получилась линейно-функц-я стр-ра:

-функц-е подразд-я могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям упр-я, но по ограниченному кругу вопросов, кот. опр-ет их функц-я специализация;

-помимо лин-го принципа исп-ся специализация упрвленч-й деят-ти по функциональным подразд-ям орг-ии;

-исп-ся шахтный принцип построения стр-ры упр-я,т.е. в каждом функц-м подразд-ии создается своя иерархия служб, кот. наз-ся шахтой.

"-": - присутствует эффект "бутылочного горла",т.е. при этой стр-ре в основном развивается вертикальные связи;

- решение проблем различного уровня упр-я подним-ся до гл.рук-ля.

Все эти недостатки приводят к тому, что нет возможности концентрации рук-ля на решение оперативнх вопросов.

5)Особенность: 1))в ней выделены крупные автономные производственно-хозяйственные подразд-я, кот. наз-ся отделы-дивизионы;им предоставляется оперативно-производственная самостоят-ть, перераспределяется отв-ть за получение прибыли.Этим отделам предоставляются единицы, кот.имеют собств-е функц-е подразд-я.

2))на дивиз-е отд-е возлагается отв-ть за производство и реализацию опр-й продукции и получение прибыли. С помощью этой стр-ры персонал верхнего эшелонного упр-я высвобождается для решения стратегич-х задач.

3))при этой стр-ре внешнему рук-ву орг-ии подчиняются 4-6 централизованных функц-х подразд-й.

4))высшее рук-во осущ-ет только жесткий контроль за стратегией развития орг-ии, за фин-й инвестиционной деят-ю и за научно-исследовательскими разработками.

5))дивиз-е стр-ры сочетают в себе две формы упр-я:

а)централизованные (стратегич-е упр-е), б)децентрализованные, т.е. упр-е деят-ю отделеня(дивизионов), кот. отвечают за получение прибыли.

при этой стр-ру важное место занимают рук-ли произв-х подразд-й,т.к. они полностью отвечают за рез-ты деят-ти этих подразд-й.

Структурное построение дивизионального упр-я проводится на основе трех принципов:

- продуктивнй, кот. учитывает особенности выпускаемой продукции и услуг;

- ориентация на конкретного потребителя;

- региональная специализация предприятия, т.е. формирование предприятий по обслуживающим территориям.

В соотв-ии с этими тремя принципами формируется 3 типа дивизиональных стр-р:

1.Дивизионально-продуктовая: при этой стр-ре полномочия по рук-ву производством и сбыта по опр-м видам продукции от высшего рук-ва передаются рук-лю дивизиона, кот. ответственный за опр-й вид продукции. Рук-ли функц-х служб этих дивизионов подчиняются полномочному рук-лю.

"+": - при ней осущ-ся быстрое реагирование на изменение условий;

- улучшается координация действий упр-я.

"-": - увеличиваются затраты(управленческие) из-за дублирования одних и тех же фугкций упр-я для разных видов продукции;

- увелич-ся з-ты за счет создания в каждом дивизионе своих функц-х подразд-й.

2.Стр-ра ориентируемая на потребителя: дивизионы (подразд-я) группируются вокруг опр-х групп потребителей в качестве кот-х могут выступать армия, разл-е гражданские отрасли, продукция производственно-технич-го назначения, продукция культурно-бытового назначения.

Основная цель этих стр-р - удовлетворение потребностей конкретных потребителей, а именно различных организаций, банков, междунар-х фин-х орг-й.

3.Дивизионально-региональная: исп-ся при орг-ии деят-ти предпр-й в неск-х регионах. Деят-ть регион-х орг-й подчиняется рук-лю, кот. явл-ся ответственным за этот регион перед высшим руководством орг-ии.

"+": - облегчается реш-е проблем региональных особенностей(местные обычаи, особ-ти законодательсьва региона, соц-эк-я среда региона)

- обеспечивается возможность подготовки управленческого персонала дивизионов непосредственно на месте региона;

- с изменением внешней среды предпр-я,т.е. выхода его на междунар-е рынки, создается в орг-ии междунар-е и глобальные дивиз-е стр-ры упр-я. при это каждое дивиз-е отделение самостоятельно работает на весь мировой рынок.

АДАПТИВНЫЕ СТР-РЫ:

1)проектная

2)матричная

3)программно-целевые

4)проблемно-целнвые

5)командные

6)проблемно-групповые

7)бригадные

8)сетевые

Все адаптивные стр-ры формир-ся на одних и тех же принципах и имеют одни и те же признаки:

- размытость иерархии;

- небольшое кол-во уровней упр-я;

- гибкость стр-ры власти;

- слабое или умеренное использование формальных правил и процедур;

- децентрализация принятия решений;

- широкая отв-ть в деят-ти предпр-я;

- способность легко менять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям;

- ориентированность на ускоренную реализацию сложных проектов комплексных программ;

- решение сложных проблем;

- ограниченное действие во времени, т.е. формир-е стр-ры только на период решения проекта, проблемы;

- создание временных органов упр-я.

1)Проектная стр-ра: временная стр-ра упр-я комплексными видами деят-ти. Создается для реш-я комплексных задач с централизованным упр-ем за ходом рабрт.

Применяется в двух случаях: -когда возникает необходимость создания орг-х проектов для реш-я спец. технич-х, эк-х и соц-х вопросов; -когда необходимо охватить деят-ть разл-х функц-х и лин-х подразд-й.c

После реш-я проблемы эти проектные стр-ры распадаются. работники возвращаются на свою постоянную работу. В подчинение рук-лю проекта создается проектная группа.Преимущества структуры управления по проектам: высокая гибкость; сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам: очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании; дробление ресурсов между проектами; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; усложнение процесса развития организации как единого целого.

2)Матричеая стр-ра: так же как и в проектной создаются опр-е проектные группы, могут решаться сразу несколько разных проблем, т.е. несколько групп.

Особенности матричной стр-ры:

- устанавливается разделение прав, а именно:1.рук-ль, кот. осущ-ет упр-е функц-ми подразд-ми, 2.рук-ль, кот. осущ-ет упр-е проектом;

- возникает сист. двойного подчинения.

Применяется в том случае, если возникает необходимость реш-я быстрых технологических изменений либо для реш-я конкр-х произв-х задач.

эта стр-ра предст собой наложение проектной стр-ры на линейно-функциональную.

Гл.принцип действия - это развитие сети горинт-х связей и их пересечение с вертик-й иерархией упр-я за счет взаимодействия рук-ля как проекта, так и рук-й функц-х и лин-х подразд-й.

Преимущества матричной структуры: более эффективное текущее управление, более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников; относительная автономность проектных групп или программных, сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур: трудность установления четкой ответственности; необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам; высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения; частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ.

И 1) и 2) стр-ры определяют в орг-ии построение рук-ва 2-х видов напр-е: вертикального и горизонтального.

Вертик-е - упр-е функц-ми и лин-ми стр-ми подразд-я, осущ-ся этими рук-ми проекта.

Гориз-е - осущ. упр-е отд-ми проектами, программами, продуктами. Т.о. получается работники каждой из этих проектных групп нах-ся в двойном подчинении, а именно административно они подчиняются тем рук-м функц-х подразд-й, где они закреплены по штабу.

8)Сетевые стр-ры: постоянно происходит переход к новой модели упр-я.

В основе лежат интеграционные процессы,т.е. разл-е орг-ии объединяются в сетевую орг-ю, объединение осущ-ся с помощью инф-х систем, и на основе сет. орг-й создаются стратегич-е альянсы, союзы самых разных типов.\

Особенности: При ней осущ-ся перенесение рыночных отношений внутрь компании(внутр. рынки).

Сети предст. собой сосредоточение фирм или специализир-х единиц, кот. координир-ся рыночными механизмами вместо командных методов.

Предпринимательские сети(союзы) называют кластерами (сообщниками, виртуальными корпорациями) каждая из входящих в орг-ю вып-ет в сети свою специфическую роль.

Каждая компания, кот. входит в эту сеть предст. собой субъект хоз-х связей и со всеми др-ми компаниями этой сети явл-ся партнерами.

Сетевая стр-ра - устойчивая, гибкая.

В сетевых образованиях акцент в упр-ии смещается с рассмотрения фирмы как самостоят-го хоз-го звена, кот. имеет свою стратегию разв-я, смещается к анализу сист. взаимодействия фирм как единого рыночного образования.

Все участники владеют рес-ми и могут заниматься разл-ми видами деят-ти.

Для разв-я сети все орг-ии могут совместно тсп-ть рес-сы, кот. принадлежат отд-м орг-ям.

СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

1.Объединяются поставщики и производители на основе долгосрочных отношений.

2.-||- на основе контрактных соглашений в интересах реализации какого-то проекта или производства продукции; после реш-я этих вопросов они разъединяются, могут создавать другие сети.

Особенности: усл-я формир-я сети только на добровольных началах; хорошо исп-ть в малом бизнесе, появляется возможность конкурировать на рынке с крупными орг-ми.


Наши рекомендации