Тема 8.6. Организационные системы и организационные структуры

Под философией управления понимаются самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления.

Термин «организационная структура» сразу же вызывает следующую ассоциацию - двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх - вниз и поперек, так как исследователи оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы. Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее, она необходима для достижения последней).

Организационная структура управления - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления.

Звено управления - обособленное подразделение с установленными функциями. К понятию «звено» относят также и руководителей.

Отношения между звеньями управления (департаментами) характеризуются связями.

Различают связи:

­ линейные (административное подчинение);

­ функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

­ межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

С точки зрения иерархии, связи подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные- это связи кооперации и координации равноправных звеньев, носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные - это иерархические связи руководства и должностного подчинения при наличии нескольких уровней управления.

Гибко реагируя на изменения окружающей среды, горизонтальные связи способствуют минимизации упущенной выгоды. Вертикальные связи минимизируют издержки за счет эффективного распределения ресурсов.

Тема 8.6. Организационные системы и организационные структуры - student2.ru

Рис. 8.6.1. Основные виды организационных структур

Выделяют иерархические и органические организационные структуры. Иерархические (формальные, механистические) организационные структуры характеризуются жесткой иерархией власти, формализацией правил и процедур, централизованным принятием решений.

Органические (адаптивные) организационные структуры характеризуются небольшим количеством уровней управления, гибкостью, умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений.

Основные виды организационных структур представлены на рисунке 8.6.1.

Наши рекомендации