Показатели риска и методы его оценки
Построение кривой вероятностей риска возможно на практике с помощью трех способов:
1.Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах хозяйственной (предпринимательской) деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.
2.Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей и предпринимателей или консультантов.
3.Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки риска базируется на теоретических представлениях прикладной теории риска и теории игры.
Тема 2.4. Сетевые методы планирования
2.4.1. Сущность сетевого планирования
Сетевое планирование – это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов в различных видах деятельности предприятия.
Сетевая модель комплекса называется ориентированным графом, который представляет множество соединенных между собой элементов для описания технологической зависимости (очередности) отдельных работ и этапов, входящих в состав различных проектов.
Граф – это условная схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных между собой определенной системой линий.
Построение сетевых моделей
На стадии стратегического планирования для определения продолжительности работ, содержащихся в сетевых моделях могут использоваться следующие методы:
· по действующим нормам, с помощью которых может быть обоснована на каждом предприятии длительность самых различных трудовых, технологических и производственных процессов;
· по достигнутой производительности труда, на основе которой можно установить продолжительность ранее выполнявшихся работ на различных типах технологического оборудования;
· по экспертным оценкам,которые обычно применяются для определения продолжительности вновь планируемых оригинальных работ.
2.4.4. Анализ и оптимизация сетевых планов
Анализ позволяет:
- выявить возможность достижения запланированных стратегических и тактических целей;
- оценить социально-экономическую эффективность конечных результатов;
- найти пути оптимизации расходования ограниченных ресурсов.
Оптимизация сетевых графиков заключается в совершенствовании процессов планирования, организации и управления комплексом работ с целью ресурсосбережения и роста финансовых результатов при заданных плановых ограничениях.
Комплексная оптимизациясетевых моделей состоит в нахождении наилучших соотношений показателей затрат экономических ресурсов и сроков выполнения планируемых работ в конкретных производственных условиях.
Раздел 3. Тактическое планирование
Тема 3.1 Методология тактического планирования
В расширенном варианте тактический план, как комплексный годовой (текущий) план, содержит следующие разделы (отдельные планы):
- план продаж;
- план организационно–технических мероприятий (план экономической эффективности производства – аналог инновационного плана при стратегическом планировании);
- нормы и нормативы;
- план по производству и реализации продукции (производственная программа);
- план материально-технического снабжения (МТО);
- план по труду и персоналу;
- план по издержкам (себестоимости), прибыли и рентабельности;
- финансовый план.
3.1.2 Порядок разработки тактического плана
тактическое планирование имеет ряд следующих особенностей:
- более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;
- наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать плановый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;
- ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех субъектов планирования в деле достижения высоких конечных результатов предприятия;
- развитие коммерческого расчета во всех сферах деятельности предприятия.
В процессе разработки тактического плана проводятся следующие мероприятия:
· анализ выполнения плана за предшествующий плановому году период с целью выявления резервов производства по использованию всех групп ресурсов и повышению конкурентоспособности предприятия;
· сбор рекомендаций от руководителей подразделений по реализации стратегии предприятия в планируемом году и политики ресурсосбережения;
· изучение мероприятий по развитию и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.
Тема 3.2 Планирование продаж
3.2.1 Цели и задачи планирования продаж
Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи выпуска новой продукции, продолжающейся в течение всего жизненного цикла продукта и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.
Планирование продаж осуществляется по следующим этапам:
- анализ и оценка ресурсных возможностей;
- изучение емкости и структуры рынка согласно принятой сегментации;
- комплексное исследование конъюнктуры рынка и возможных конкурентов;
- разработка ассортиментной (товарной) политики;
- обоснование объема продаж.
Емкость рынка – максимально возможный объем реализации продукции в течение определенного периода.
Сегмент рынка – это определенная часть рынка, характеризующаяся однородностью групп потребителей, параметров продукции или предприятий – конкурентов, обладающих одним или несколькими общими признаками.
Структура рынка характеризуется перечнем и соотношением отдельных сегментов, каждый из которых является рыночной нишей для конкретных товарных марок и поэтому требует от предприятия собственной оригинальной маркетинговой программы.
«конъюнктура» обозначает ситуацию на рынке в определенный период, обусловленный соотношением структуры спроса на продукцию, ее предложениия и ценой. Конъюнктурные исследования представляют собой выявление, анализ и комплексную оценку особенностей функционирования конкретного продуктового рынка, обоснование тенденций развития его конъюнктуры на перспективу с целью принятия управленческих решений.
Прогноз рыночной конъюнктуры представляет собой обоснованное, объективное предвидение развития важнейших характеристик рынка в будущем с целью выработки рекомендаций и определения вероятных альтернатив поведения предприятия на рынке.
товарный ассортимент,который представляет собой совокупность товаров определенных видов, сортов, объединенных и сочетающихся по какому-либо признаку, формирующихся для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. В свою очередь систематизированный укрупненный перечень ассортиментных групп производимых товаров носит название товарная номенклатура.
Конкурентоспособность продукта (товара) представляет собой сравнительную характеристику потребительских и стоимостных параметров данного продукта по отношению к продукту – конкуренту.
Конкурентоспособность предприятия означает соответствие качества и ассортимента производимых и реализуемых продуктов запросам потребителей, наличие преимуществ по сравнению с конкурентами, способность выстоять в конкурентной борьбе, сохраняя преимущества на протяжении длительного периода времени.
3.2.3. Методы планирования продаж
В процессе планирования продаж используются следующие методы:
- опросы потребителей и продавцов, тестирование рынка;
- опытно-статистический;
- экономико-статистический;
- экономико-математического моделирования;
- метод экспертных оценок;
- метод планирования с использованием системы «издержки – объем – прибыль».
Опрос потребителей и продавцов, тестирование рынка применяется для определения объемов продаж отдельных товаров на планируемый период и является очень трудоемким
Опытно-статистический метод заключается в определении планового объема продаж (ОПпл.) исходя из среднегодовых темпов роста емкости целевого рынка за 3-5 лет, предшествующих планируемому году, его емкости в отчетном году и доли предприятия в совокупном объеме продаж в планируемом периоде
Экономико-статистический метод основывается на сглаживании данных о развитии изучаемого процесса за ряд лет, предшествующих планируемому году с помощью скользящей кривой, и в большей степени относится к прогнозированию объема продаж.
Цель прогнозирования методом скользящей среднейсостоит в том, чтобы сделать прогноз развития изучаемого процесса (показателя продаж) в момент, относящийся к будущему.
Экономико-математические методы (ЭММ) планирования предполагают решение экономических задач с помощью математического моделирования и применяются в тех случаях, когда требуется не только произвести составление плана, но и обеспечить его оптимизацию, т.е. из многих разработанных альтернатив (вариантов) отобрать наиболее выгодный по определенному критерию оптимальности.
Метод экспертных оценок
Он предполагает изучение мнений специалистов торговли об объемах продаж продукции в планируемом периоде.
Метод планирования продаж с использованием системы «CVP» или «издержки-объем – прибыль» позволяет определить взаимосвязи основных финансово-экономических показателей и рассчитать экономические границы деятельности предприятия на планируемый период на основе точки безубыточности, точки минимальной рентабельности, запаса финансовой прочности. Точка безубыточности показывает объем продаж, при котором сумма дохода покрывает расходы на производство и реализацию продукции, прибыль при этом не образуется, а доходы предприятия равны расходам.
3.2.4. Виды планируемых цен
В зависимости от степени участия государства в регулировании цен могут применяться следующие виды цен:
Фиксированные цены – установлены государством в соответствующих прейскурантах для применения предприятиями.
Регулируемые цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятиям нельзя.
Свободные цены – это цены, которые предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка.
В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются на следующие виды:
Отпускная цена предприятия – это цена, по которой предприятие реализует продукцию потребителям. Она включает издержки производства и реализации продукции (полную себестоимость), прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые посредники отпускают товар розничной торговой сети и иным потребителям.
Розничная цена – это цена, при которой розничные торговцы реализуют продукцию населению и фирмам.
3.2.5. Методы планирования цены
При планировании цен на продукцию в процессе обоснования объема продаж могут применяться следующие альтернативные методы ценообразования:
- на основе издержек;
- с ориентацией на уровень конкуренции;
- с ориентацией на спрос;
- параметрические методы.
1.Наиболее простым и распространенным методом в отечественной практике ценообразования является метод установления цены на основе издержек производства и реализации продукции: Ц = себ/ть + наценки
2. Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции. В основе данного метода лежит тот факт, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек, так как последние могут измениться в соответствии с изменением условий рынка
Разновидности данного метода ценообразования:
2.1. Метод текущей цены для рынков совершенной конкуренции позволяет формировать равновесную рыночную цену независимую от воли и желания любого продавца.
2.2. Метод тендерного ценообразования приемлем для уникальных товаров и контрактов на выполнение заказов (строительство объектов и т.д.).
2.3. Метод ценообразования с ориентацией на спрососнован на учете закона спроса и предложения на рынке, а также ценовой эластичности товара.