Анализ среды и выявление рисков. методы анализа и оценки риска. выбор областей и нахождение граничных условий допустимых значений риска

Тема 9

АНАЛИЗ СРЕДЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА. ВЫБОР ОБЛАСТЕЙ И НАХОЖДЕНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ РИСКА

Понятие и сущность риска и неопределенности.

Функции предпринимательского риска.

Риски при финансировании недвижимости.

Анализ и методы оценки риска.

Критерии приемлемости риска.

Основы вероятностного моделирования риска в рыночной ситуации.

Функции предпринимательского риска.

Основные понятия

Функция.

Предприниматель.

Инновация.

1. Инновационная – стимулирует поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предприятием.

2. Регулятивная – выступает в 2 формах:

– конструктивная (способность рисковать – один из путей успешной деятельности предприятия);

– деструктивная.

3. Защитная – проявляется в том, что если риск – естественная составляющая, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам.

4. Аналитическая – наличие риска предполагает необходимость выбора 1 из множества, следовательно необходим анализ альтернативных возможностей, выбор самого выгодного варианта.

Расчет риска продавца

Решение уравнения Колмогорова (В.6) представляет собой нормальный закон распределения со следующими параметрами: независимая переменная ζ с математическим ожиданием равным нулю, дисперсия τ. Из этого уравнения также следует, что с тече­нием времени дисперсия распределения плотности вероятностей увеличивается, т.е. само распределение как бы «расплывается», что можно наблюдать на рис. В.10. Следовательно, чем больше промежуток времени, на который осуществляется прогноз, тем больше неопределенность полученного результата.

Подставляя в (В.5) х0 = 0, а вместо х — закупочную цену на то­вар, увеличенную на торговые издержки, и решая это уравнение относительно ζ, получим оценку критической цены (точки без­убыточности) — точка А на рис. В.10. Принимая во внимание формулы (В.2), (В.6), можно рассчитать вероятность того, что цена на товар будет меньше или равна цене приобретения, уве­личенной на торговые издержки в соответствии с формулой, по­казывающей риск продавца (В.7).

Следовательно, различным прогнозируемым ситуациям на рынке соответствуют различные вероятности. Отсюда также вы­текает, что прогноз экономического положения различных субъ­ектов хозяйствования является величиной вероятностной.

Как уже сказано выше, риск продавца заключается в том, что отпускная цена на товар окажется ниже закупочной. Для расчета этого риска необходимо определить зависимость вероятности от отпускной цены на товар, для чего следует вычислить интеграл (В.7).

Используя рис. В.10 для различных моментов времени, мож­но рассчитать зависимость риска, т. е. вероятности того, что до­ход от продажи товара не компенсирует затрат на его покупку и хранение, от времени — заштрихованный участок на рисунке. В этом случае продавец, ориентируясь на изменение риска во вре­мени и учитывая то, что при длительном хранении растут расхо­ды и происходит омертвление капитала, сам вправе выбирать момент продажи своего товара.

Оценка риска производителя

Для оценки риска производителя удобно использовать калькуляцию себестоимости производства продукции. В калькуляции указаны основные статьи расходов: затраты на материалы, заработную плату, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. По каждой из калькуляционных статей расходов можно написать уравнение (В.3) и найти его ре­шение (В.4), т. е. определить изменение распределения вероятно­стей с течением времени. Таким образом, для каждой статьи рас­ходов в калькуляции себестоимости существует свое распределе­ние с соответствующими средними значениями и дисперсией распределения. Поскольку себестоимость производства той или иной продукции определяется как сумма статей расходов, то об­щее математическое ожидание распределения себестоимости будет равно сумме средних значений слагаемых — статей расходов, а дисперсия себестоимости — сумме дисперсий статей расходов.

Цена на производимый продукт также рассчитывается с по­мощью уравнения (В.3), для которого находится решение (В.6). В результате имеются два распределения: плотности вероятно­сти себестоимости и плотности вероятности цены на произво­димый продукт. Риск производителя будет заключаться в опре­делении вероятности того, что полученная прибыль окажется меньше запланированной, т.е. себестоимость окажется равной цене товара или превышающей ее. В этом случае производитель товара будет нести убытки от своей деятельности. Для того что­бы рассчитать вероятность риска, необходимо рассчитать услов­ную вероятность того, что цена будет иметь определенное зна­чение при условии, что полученная прибыль принимает другое значение. Эта вероятность рассчитывается по формуле условной вероятности для зависимых событий (В.8).

В этом случае критическая цена (С*), равная себестоимости производимого продукта, увеличенной на торговые издержки, находится способом, аналогичным нахождению критической цены при расчете риска продавца (см. выше). А при расчете риска предпринимателя в качестве подынтегральной функции в (В.7) берется распределение, рассчитанное по формуле услов­ной вероятности. Таким образом, риск предпринимателя, кото­рый занимается производством и реализацией продукции, скла­дывается из риска получить высокую себестоимость производи­мого продукта и низкую цену при его реализации.

Тема 9

АНАЛИЗ СРЕДЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА. ВЫБОР ОБЛАСТЕЙ И НАХОЖДЕНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ РИСКА

Наши рекомендации