Оценка оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств: общие и частные показатели.
Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, показывающий сколько оборотов совершили оборотные средства за рассматриваемый период определяется по формуле:
, где Q – стоимость реализованной продукции, руб.; ОбС – величина ОбС (среднегодовой остаток ОбС), руб.
Ко показывает стоимость реализованной продукции на каждый рубль ОбС. Чем больше Ко, тем эффективнее исполняются ОбС.
Длительность одного оборота в днях, показывающая за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции, определяется по формуле:
Тоб = n/К, где n – количество дней в рассматриваемом периоде.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств ведет к высвобождению оборотных средств предприятия из оборота. Напротив, замедление оборач приводит к увеличению потребности предприятия в обор средствах. Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнута за счет использования следующих факторов: опережающий темп роста объемов продаж по сравнению с темпом роста обор средств; совершенств системы снабжения и сбыта; снижение материалоемкости и энергоемкости продукции; повышение качества прод и ее конкурентоспособности; сокращение длительности пр-венного цикла и др.
Обратным показателем к Ко является коэффициент загрузки ОбС, Кз:
, где Кз показывает, сколько ОбС использует фирма на каждый рубль реализованной продукции. Чем больше Кз, тем менее эффективно используются ОбС.
Рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств.
23.Система и методы определения показателей производственной программы предприятия. Формирование производственной программы. Экономическое обоснованиие плана производства произведенной продукции.
ПрПр-система плановых заданий по производству и реализации прод соответствующего качества на предстоящий период. ПрПр состоит из следующих разделов : 1 плановое задание по объему производства, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном выражении. Это решает две проблемы:1) что производить и «) как производить. 2 план объема продаж (реализации продукции). Это решает две проблемы: 1) для кого производить и 2) сколько производить. 3 план реализации новых технологий, специализации и кооперированию.
Все показатели ПрПр можно классифицировать на натуральные, трудовые и стоимостные.
Натуральные измерителивыражают физический объем произведённой прод ( штуки, тонны, метры и т.д.) и характеризуют специализацию пр-ва. Они лежат в основе норм сырья, энергии, рабочего времени, производи-ти труда при производстве однородной прод. Трудовые измерители-часы, минуты рабочего времени_ применяются при внутрипроизводственном планировании для оценки трудоёмкости ед прод и производственной программы. Номенклатура продукции-систематизированный укрупненный перечень перечень выпускаемых предприятием видов прод в натуральном выражении.
Качественные показатели ПрПрсортность; марка; содержание полезного компонента; доля экспорта продукции; важнейшие технические показатели продукции. Стоимостные показатели: 1товарная продукция- характеризует стоимость готовой для данного предприятия прод, которую можно поставлять потребителям. 2 валовая продукция- харак-т общий объём выполненных работ на предприятии. 3 чистая продукция включает только стоимость, созданную трудом работников предприятия.
Порядок выполнения производственной программы в современных условияхРазработка плана производства и реализации продукции начинается с формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Эти показатели рассчитываются в натуральном измерении, а затем определяются стоимостные показатели производственной программы. При формировании номенклатуры выпускаемой продукции необходимо исходить из сложившегося профиля предприятия и по возможности сужать номенклатуру.
При формировании производственной программы необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) рыночными – насколько предприятие конкурентно;2) сбытовыми – насколько пользуется спросом продукция;3) производственными – насколько выгодно это изделие производить.
При формировании производственной программы необходимо:1) определить потребность пополнения (сокращения) товарного ассортимента новыми изделиями;2) провести критическую оценку выпускаемой продукции;3) разработать спецификацию на новые и модификационные изделия в соответствии с требованиями заказчика;4) сделать вывод об окончательном плане производства.