В практике нашли применение следующие виды цен: цена производителя, основная цена, цена покупателя
1. Цена производителя
2. Основная цена
3. Цена покупателя
4. Розничные цены
5. Закупочные цены
6. Цены и тарифы на услуги
7. Свободные, или рыночные, – цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, а также других факторов рыночной экономики.
8. Государственные цены устанавливаются государством в основном на продукцию отраслей-монополистов (на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на цены в стране, на социально значимые товары и услуги).
9. Фиксированные цены
10. Регулируемые
11. Предельные цены
Регистрация цен и тарифов.
С целью изучения динамики учитываются три вида цен:
- цены отчетного периода;
- цены соответствующего месяца предыдущего года;
- цены месяца, непосредственно предшествующего отчетному.
Потребительский набор– это единая для всех
регионов Российской Федерации репрезентативная
выборка групп товаров и услуг, наиболее часто
потребляемых населением.
Набор состоит из трех крупных групп:
продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые населению.
Под уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени.
где – средняя цена товара;
qp – стоимость реализованной продукции;
q – количество товаров в натуральном выражении,
или
где di – доля численности населения города в
общей численности района (или доля
потребительских расходов);
Pi – цена i-го товара в городах района
Если статистическая информация не содержит данных о количестве
реализованной продукции, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной
Индекс цен – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени
(индекс динамики), в пространстве (территориальный индекс). Он выражается в
коэффициентах или в процентах. iP = р1 : р0.
Основные формы индексов, используемых в практике статистики цен:
– индекс цен ,взвешенный по весам базисного периода, - индекс Ласпейреса
– индекс цен, взвешенный по весам текущего периода, – индекс Пааше:
«эффект Гершенкрона»–систематическое опережение индексом Ласпейреса индекса
Пааше (IЛ>IП).
Наибольшее применение индекс Ласпейреса получил при расчете индекса потребительских цен. Если же необходимо определить размер переплаты (экономии) денег населением в связи с ростом (снижением) цен, правильнее пользоваться
индексом Пааше. Сумма перерасхода (экономии) денег населения определяется как разность между числителем и знаменателем индекса Пааше, а именно:
«Идеальный» индекс Фишера:
Индекс Эджворта-Маршалла:
Индекс цен фиксированного состава характеризует относительное изменение среднего уровня цены в результате изменения индивидуальных значений цен данного товара по отдельным единицам совокупности (предприятиям, регионам, субрынкам и др.) и может быть исчислен по методу Пааше:
По методу Ласпейреса индексы цен фиксированного состава будут иметь следующий вид:
В потребительском секторе исчисляется индекс потребительских цен (ИПЦ) на основные товары и услуги, Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:
1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) и городу как частное от деления средних сопоставимых цен:
iP = P1 : P0.
2. На основе индивидуальных индексов цен по городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров:
Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле Ласпейреса:
где q0 – количество товара (услуг) в потребительском наборе базисного периода; p1 (р0)–цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе текущего (базисного) периода; iP –индивидуальный индекс цен товара (услуги).
15***. Экономико-статистический анализ финансов предприятия (фирмы).
Статистический анализ эффективности производственной деятельности предприятий связан с использованием целой системы показателей, отражающих степень эффективности соотношения ресурсных факторов производства (затрат) с конечными результатами (конечным продуктом).
Система показателей производственной деятельности предприятий состоит из нескольких крупных групп показателей. К ним относятся показатели, характеризующие производство товаров и услуг (объем произведенных и отгруженных товаров, оказанных услуг в целом по предприятию и по отдельным видам), финансовые результаты производственной деятельности (выручка от продажи товаров, работ и услуг, прибыль (убыток), кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги, дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за товары, работы и услуги), использование труда (численность работников, фонд начисленной заработной платы, отработанное время, движение работников в целом и по категориям).
Трудоемкость - это количество труда, затраченного на производство продукции. Показатель трудоемкости измеряется в нормо-часах (нормо-днях) и определяется как отношение затрат времени на изготовление продукции к выпуску продукции в натуральном выражении.
Показатель валовой продукции (ВП) характеризует объемы конечных результатов производственной деятельности, чаще всего выступает базовым для расчета других показателей.
Показатель чистой продукции (ЧП) характеризует вновь созданную стоимость и определяется как разница между объемами валовой продукции и материальными (производственными) затратами (МЗ) (сырье, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления). Рыночным показателем, характеризующим вновь созданную стоимость, выступает показатель «добавленная стоимость». Показатель чистой продукции:
Товарная продукция, или, иначе, показатель объема продукции (ОП) характеризует ту продукцию, которая предназначена для реализации. Расчет данного показателя осуществляется на основе валовой продукции за вычетом стоимости тех элементов, которые не подлежат реализации (А) (полуфабрикаты и т.д.), включая и стоимость той части выработки, которая используется на собственные нужды предприятия (Б):
Показатель реализованной продукции (РП) характеризует объем отгруженной и оплаченной продукции. Поскольку в объем реализованной продукции включается часть стоимости товарной продукции предшествующего периода (но проплаченную в текущем периоде), то в этот период показатель объема РП может не совпадать с показателем ОП.