Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре.

В рыночной системе экономики цена выполняет три важнейшие функции:

Информационную – подсказывает наиболее выгодные области деятельности: например рост цен на квартиры показывает производитель, что именно этот товар хочет потребитель.

Распределяющую – если доходы неизменны, то цены определяют, сколько каждого товара потребитель может позволить себе приобрести.

Стимулирующую – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы.

Рыночный механизм, автоматически обеспечивающий баланс спроса и предложения, подсказывает производителю ответы на основные вопросы экономики – что, как, для кого, сколько и когда производить. Свободное установление цен на основе только соотношении спроса и предложения – критически важная черта рыночного механизма. Однако реальная рыночная экономика имеет значительно более сложную структуру. Но об этом я вам расскажу позже.

Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru

2. Равновесие рынка по данному товару. Выгода (излишек) покупателя и продавца
Для рассмотрения равновесия рынка необходимо знать предложение продукции. Предложение (S) – есть количество товаров, которое производитель может произвести и предложить на рынке по данным ценам в данный период времени при прочих равных условиях. Опытным путём обнаружена прямая зависимость между количеством предлагаемой продукции и её ценой (Qs f(P)). Данная зависимость может быть выражена таблично, аналитически и графически. Графический способ: Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru   Кривая предложения показывает влияние ценового фактора на количество предлагаемой продукции. Существуют неценовые факторы, влияющие на предложение, сдвигающие кривую вправо или влево. Неценовые факторы (детерминанты), влияющие на предложение: 1. Цены на ресурсы (на рисунке показано удешевление сырья, способствующее увеличению предложения): Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru 2. Совершенствование технологии. 3. Изменение налогов и дотаций. 4. Ожидания будущих периодов. 5. Цены на другие товары и т.д. В процессе конкуренции взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до того момента, когда спрос и предложение совпадают. Ситуация равенства спроса и предложения называется равновесием* применительно к рынку одного (данного) товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Это значит, что количество продукции, которое хотели и могли купить, равнялось тому количеству, которое было предложено. Таблица. Спрос и предложение на товар x в данном месяце Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru Представим ситуацию графически: Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru Из графика видим, что в точке Е рынок сбалансирован при цене 3 рубля и объёме 7 килограммов товара x. Три рубля – равновесная цена, т. е. цена при равенстве спроса и предложения. 7 килограммов товара x – равновесный объём продаж, т. е. объём продаж при равенстве спроса и предложения. Если рыночная цена станет выше равновесной, на рынке увеличится предложение и уменьшится спрос, т.е. появятся излишки продукции. Избыточное предложение будет побуждать конкурирующих продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов продукции. Падающие цены будут: а) подсказывать фирмам, что следует сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции; б) привлекать на рынок дополнительных покупателей. Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками вниз. Если рыночная цена станет ниже равновесной, на рынке увеличится спрос и уменьшится предложение, т. е. обнаружится дефицит продукции. Избыточный спрос (дефицит) подскажет конкурирующим покупателям, что им следует согласиться на более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет: а) побуждать фирмы перераспределять ресурсы в пользу производства данного товара; б) вытеснять некоторых потребителей с рынка (отсекать потребителя). Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются стрелками, направленными вдоль обеих кривых. В обоих случаях рынок стремится к равновесию. График. Излишки и дефицит на рынке товара x Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru Рассмотрим другой аспект – выгоду, получаемую производителем и покупателем, от сложившейся ситуации равновесия рынка. Мерой такой выгоды является излишек производителя (продавца) и покупателя. Количественно излишек покупателя представляет разницу между максимальной ценой, которая могла быть заплачена за единицу товара и его рыночной (равновесной) ценой. Излишек производителя есть разница (равновесной) рыночной цены и более низких предполагаемых цен. Сумма излишков (выгод) покупателя и производителя есть общественная выгода, возникающая в связи с возможностью покупать и продавать данный товар, т. е. в связи с существованием рынка. Чтобы проиллюстрировать общественную выгоду графически, необходимо соблюсти три условия: 1) показать равновесие рынка по данному товару; 2) вести исследование на рынке неделимых товаров (например холодильников); 3) предположить, что покупатель приобретает одну единицу товара. Видим, первый покупатель мог пожертвовать товарами на сумму в 11 000 руб в пользу холодильника, но покупает он его по рыночной цене, т. е. за 6000 руб, следовательно, его выгода – 5000 руб. Второй мог бы купить за 10 000 руб. и его выгода будет оставлять 4000 руб. Таким образом, выгода всех покупателей равна 15 000 руб. Аналогично можно определить выгоду продавца. Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре. - student2.ru Определение общественной выгоды важно при исследовании баланса доходов и расходов населения, в процессе налогообложения и т.д.




Наши рекомендации