Первый раздел платежного баланса РФ – статьи текущих операций
Статья «Товары и услуги» отражается торговый баланс страны соотношение Э и И товаров и услуг по данным таможенной статистики. Активный торговый баланс (Э>И) – положительный показатель развития национальной экономики. Однако следует учитывать товарную структуру. Баланс услуг – страхование, туризм, транспортные операции, оплата патентов и лицензий.
Статья «Первичные доходы»- доходы от предоставления услуг собственниками факторов производства (труда и капитала).
Оплата труда резидента от работодателя нерезидента (отражается в платежном балансе со знаком +, т.к. приток денег в страну) и оплата труда нерезидента (в балансе со знаком -, т. к. отток денег из страны).
Доходы от инвестиций – доходы от капитала. Такая же схема с дивидендами – дивиденды, полученные резидентами от владения иностранными акциями отражаются в платежном балансе со знаком +, а дивиденды нерезидентов по акциям отечественных компаний, то знак -.
Статья «Вторичные доходы» - текущие трансферты (денежные переводы иностранных работников, благотворительные взносы, гумм. помощь в денежной форме и т.д.)
Второй раздел – счет операций с капиталом, который отражает операции с реальными и финансовыми активами, операции по переводу активов из одной страны в другую, списание задолженностей правительству и др.
Финансовый счет – операции, связанные с куплей-продажей активов: прямы и портфельные инвестиции, операции с ЦБ, торговые кредиты, операции с наличкой. Экспорт капитала (отток капитала) – отражается в расходной части, а импорт входит в доходную часть.
Резервные активы – международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. (наличная иностранная валюта, золото, специальные права заимствования (СДР), резервная позиция в МВФ, государственные иностранные облигации и др.)
В платёжном балансе также существует раздел «Чистые ошибки и пропуски», которые отражают статистические погрешности, расхождения между данными, полученными из разных источников. Финансирование платежного баланса производится за счет резервных активов или за счет:
Исключительное финансирование – операции, проводимые страной, испытывающей трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зарубежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами. Операции по исключительному финансированию могут проводиться по любым статьям платежного баланса. Наиболее значимые из них следующие:
- аннулирование долга – добровольный отказ кредитора от части или всей суммы долга, зафиксированный в соглашении. В платежном балансе аннулирование долга показывается как капитальный трансферт в счете движения капитала.
- обмен задолженности на акции – обмен, обычно по цене ниже номинала, просроченной задолженности на акции компаний страны-должника.
- займы, получаемые государствоми ЦБ от других стран
- переоформление задолженности – изменение условий (сроков платежей) договора или заключение нового соглашения
- просрочка платежей по задолженности – способ чрезвычайного финансирования, когда страны – с согласия кредитора или без него – просто не платят причитающиеся суммы по внешним обязательствам.
Теория автоматического саморегулирования платежного баланса. (Д. Юмом и Д. Рикардо). Если платежный баланс страны пассивный вследствие оттока золота из нее, уменьшается количество золотых денег в обращении и снижаются цены, что способствует повышению конкурентоспособности ее товаров, увеличению их экспорта и активизирует баланс ее международных расчетов. Если же страна имеет активный платежный баланс, происходит обратный процесс. Приток золота в страну увеличивает денежную массу в обращении, что ведет к росту цен и стимулирует импорт более дешевых иностранных товаров, в результате чего активный платежный баланс становится пассивным.
Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Следуя данной теории, хроническая неуравновешенность государственного платежного баланса не регулируется посредством рынка, а исключительно с помощью различных методов активного государственного воздействия.
Теория внутреннего и внешнего равновесия платежного баланса. (Харрод Г., Мандель Г.) Необходимо изыскать способы достижения внутреннего и внешнего равновесия, используя различные экономические модели. При этом под внутренним равновесием обозначалось состояние экономики, в котором полная занятость сочетается с низкими ценами, а внешним равновесием – показатели долгосрочного равновесия самого платежного баланса.
Инструментарно-целевой метод (Дж. Мид, Я. Тинберген )предполагает разделение показателей на инструменты и цели государственной экономической политики и разработку эконометрических моделей регулирования платежного баланса. Необходимо найти причинно-следственные связи между нестабильностью международных расчетов государства и изменением методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Выявленная при этом анализе взаимосвязь и является причинно-следственной. В сравнении с другими рычагами государственного регулирования экономики этот метод находится в противоречивом состоянии по отношению к ним и ограничен социальными, экономическими и техническими пределами.
Теория нормативного регулирования платежного баланса (Дж. Вильямсоном, Г. Миллером) Особенности: сочетание антициклического и антиинфляционного регулирования с регулировкой международных расчетов; исследование проблемы инфляции и ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
Монетаристские теории регулирования платежного баланса (Фридман) рассматривает платежный баланс как следствие неравновесия всего денежного хозяйства, что изменяет структуру внутренних цен и препятствует установлению равновесия между спросом и предложением. Стабилизация платежного баланса краткосрочный процесс. Идеал монетаристской концепции платежного баланса - "открытая" экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, обеспечение свободы действий рыночного механизма в национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса используются в проектах реформы мировой валютной системы. Валютная система возрождает принцип симметричного выравнивание платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса, среди которых необходимо отметить следующие: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивание, регулирования платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения. Новый подход МВФ к регулирование платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепление платежеспособности стран-должников и снижения риска их кредитования.
20.Отказы, или провалы, рынка и необходимость государственного регулирования
Отказами (провалами)рынка называются проявления неэффективности рыночного механизма, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и полное использование ограниченных ресурсов. Основными типами таких неэффективных ситуаций, свидетельствующих об отказах рынка, являются неравномерная информация, монополизация, неравенство в распределении доходов, внешние эффекты и общественные блага.
Внешние эффекты или экстерналии — прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, то есть не являющееся ни продавцом, ни покупателем. Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными (издержки), так и положительными (выгоды). Примером отрицательных внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и туризма; примеры положительных внешних эффектов — дизайн промышленных и жилых зданий и т. п.
Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.Помимо установления норм и применения запретов, государство использует и второй способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Общественные блага. В экономике кроме частных благ производятся также общественные блага. Основные характеристики частных благ – конкурентность (частные блага являются объектами конкуренции потребителей) и исключаемость (недоступность благ для потребителей, которые не в состоянии заплатить за их потребление рыночную цену). Соответственно существуют неконкурентные и неисключаемые блага, которые называются общественными. Кроме чисто частных и чисто общественных благ, имеются смешанные (промежуточные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ. Среди наиболее распространенных общественных благ выделяют, например, обеспечение национальной безопасности, установление и поддержание правопорядка, строительство и эксплуатацию объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и т. п. Свойство неисключаемости общественных благ приводит к тому, что их производство не может функционировать на рыночных принципах. Возместить затраты на производство общественных благ следует посредством организации системы налогообложения и государственного финансирования.
Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству берет на себя их финансирование. Существует несколько типов трансакционных издержек: издержки поиска информации, издержки заключения хозяйственного договора (контракта), издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения. Трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него.
Ассиметричность информации. К числу условий, определяющих эффективное функционирование конкурентных рынков, относится полная информированность покупателей о потребительских свойствах приобретаемых благ. Однако при постоянном обновлении ассортимента и усложнении продукции, предлагаемой современному потребителю, это условие не всегда выполняется. На практике такая информация покупателю либо вообще малодоступна, либо ее получение связано с неоправданно большими затратами. Неравномерное распространение информации в экономической среде приводит к тому, что рыночные сделки не могут осуществляться на основе сопоставления затрат и выгод. Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.
21 Цели и инструменты государственного регулирования. Целевая функция государства. Провалы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
-минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
-создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования экономики;
-обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Инструменты государственного регулирования экономики:
-административно-правовые инструменты;
-финансовая (налоговая) система;
-кредитно-денежная система государства;
-государственная собственность;
-государственный заказ.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.
Целевая функция предусматривает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития государства и определение срока их реализации. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов экономического развития, поддержание конкурентной среды.
Основные экономические функции государства (правительства):
-обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
-защита конкуренции;
-перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
-финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
-изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
-контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
-финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
Провалы государства — это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.
К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного использования ресурсов и приводит к неоптимальному поведению продавцов и покупателей. Классический пример сфера здравоохранения. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.
Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, т.к. общественный сектор — это только один из экономических субъектов рынка.
Действие третьей группы факторов обусловлено несовершенствами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе — доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.
Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и приводит к неэффективному использованию ресурсов.
Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Повышение эффективного общественного сектора может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков, когда предоставления государством социальных услуг населению – с помощью контрактно-договорных отношений между государством и негосударственными некоммерческими организациями (т.к. они обладают свойствами и чертами частных благ).
22 Социальная политика. Распределение доходов в рыночной экономике. Принципы распределения доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент концентрации (Джини)
Социальная политика - это согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Осн. субъект, координирующий эту деятельность, государство. в рамках социальной политики следует решить следующие задачи: - подготовка и реализация программ занятости; - помощь наиболее социально уязвимым слоям населения; - обеспечение доступности ценностей культуры; - развитие образования, медицины, социальное страхование. Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей.
Доходы - сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления. При этом следует различать номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Т.е. реальный доход - это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.
Сегодня для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % - 40 % дохода и т.д., отражает прямая АР. Разрыв между линией абсолютного равенства АР и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры (между биссектрисой и кривой) к площади треугольника ABC(А-нач координат, В-точка в поле, С-точка на оси Х, соответствующая значению В). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27-0,33.
23 Совокупный спрос (AD). Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса. Совокупное предложение в кратко- и долгосрочном периодах. Факторы совокупного предложения.
Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях). AD=C+I+G+e (C-Спрос населения страны на потребительские товары; I-Спрос предприятий на инвестиции; G-Государственные закупки (госзаказы); e-Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)). Кривая строится на основе 2 осей: х – реальный объем производства, у – уровень цен. Действует обратная зависимость: при росте цен на товары, спрос уменьшается. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в (перемещение вдоль кривой от точки к точке). Неценовые факторы сдвигают кривую влево или вправо. Ценовые факторы, кроме уровня цен: Эффект процентной ставки. Эффект богатства (дохода). Эффект импортных закупок. Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос: Потребительские расходы; Инвестиционные расходы; Государственные расходы; Расходы на чистый экспорт; Национальный доход других стран (если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране); Валютные курсы (если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD).
Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен. Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров. Ось х – объем производства, у – уровень цен. Неценовые факторы совокупного предложения: изменение цен на ресурсы; изменение в производительности (объем производства/общие затраты); изменения правовых норм. Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде. Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках: экономика функционирует в условиях неполной занятости; цены и номинальная зарплата относительно жесткие; реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания. Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.
Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. При этом анализ AS строится с учетом следующих условий: объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии; изменения в факторах производства и технологии происходят медленно; экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному; цены и номинальная зарплата — гибкие. В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства. Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.
24 Потребительский спрос. Факторы, определяющие спрос домашних хозяйств на рынке благ. Кейнсианские функции потребления и сбережения
Потребительский спрос - обеспеченный денежными средствами населения спрос на товары и услуги.
Факторы, определяющих их спрос домашних хозяйств на рынке благ: 1) доход от участия в производстве; 2) налоги и трансфертные платежи; 3) размер имущества; 4) доход с имущества. 5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; 6) численность и возрастную структуру населения (экзогенные параметры)