Основные средства и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов[1].

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Средства государственного регулирования экономики:

1.Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов;

- операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Методы регулирования разделяются на:

• Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

• Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

Формы и методы государственного регулирования экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных субъектов рынка об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее субъектов и многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят - разрешение на совершение определенных действий (лицензирование); - обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация; - установление ограничений и квот; - выдача государственных заказов; - применение мер принуждения и материальных санкций; - контроль и надзор и многие другие. Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д. Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

43(2) Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями о общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

- стимулирование экономического роста;

- регулирование занятости;

- поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

- поддержка экспорта и т.д.

Важна роль ГРЭ в бывших соц. странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост з/платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Цели ГРЭ:

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1.Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов;

- операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

44.Макроэкономическое равновесие и причины его нарушения. Модели макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие на практике - скорее исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическое развитие стран не является равномерным - на протяжении двух веков на макроэкономическом уровне наблюдается постоянная смена состояний спадов (периоды падения объемов производства и безработицы) и подъемов (периоды успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания экономики). Это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством. Состояния спадов и подъемов не повторяют друг друга. Они имеют своим началом разные уровни развития и характеризуются разной глубиной, продолжительностью и формами реализации.

Экономический (деловой) цикл (цикл деловой активности) - это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП. Следует уточнить, что цикл - это повторяющиеся через определенные промежутки времени состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами.

Определяется четыре фазы цикла: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Кризис. Рынок, впитывающий беспрепятственно все производимые товары, в какое-то время оказывается переполненным, но товары продолжают поступать. Спрос же начинает постепенно уменьшаться, но отстает от предложения и, наконец, почти прекращается. А множество предприятий продолжают работать в полную силу инерции и выбрасывают на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительно падают цены. Начинаются ликвидации и крахи, причем, прежде всего, гибнут финансовые и кредитные учреждения, банки. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышают ссудный процент, кредит становится недоступным основной массе предпринимателей. Начинают разоряться уже крупные предприятия, останавливаются фабрики и заводы.

Депрессия. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Инвестиционные процессы практически затухают, хотя процентные ставки низки, поскольку в условиях пессимистических ожиданий инвесторы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения даже при низких значениях ставки процента.

Оживление. Постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен и ставки процентов.

Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощности работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг и высока активность игроков на финансовых рынках. Инвестиции растут. Подъем завершается "бумом", когда рынок оказывается переполненным, и с неизбежностью скатывается в новый кризис.

Следует отметить и позитивное влияние кризисов. Это форма реакции экономики на отклонения, способ уравновесить структуру и темпы роста экономики в целом и ее отдельных частей. Сохраняя уровень развития производительных сил, технологий и организации производства, кризисы нормализуют экономические параметры, балансируют структуру хозяйства и дают возможность в процессе дальнейшего развития превзойти уровень, достигнутый на протяжении предыдущего цикла.

Типы экономических циклов многообразны - от нескольких лет до десятилетий.

Типы циклов. Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет различные типы экономических циклов. Назовем некоторые из них:

• Отраслевые циклы – продолжительностью от недели (СМИ), до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, здравоохранение, судостроение). Причина отраслевых циклов – специфика создания продукта в различных отраслях экономики.

• Малые циклы продолжительностью 24 года, выделенные английским экономистом Дж . Китчиным. Причина – неравномерное воспроизводство оборотного капитала.

• Большие циклы продолжительностью 813 лет, описанные К.Марксом. Причина возникновения больших циклов – неравномерность воспроизводства основного капитала.

• Строительные циклы продолжительностью 1625 лет, выделенные С.Кузнецом. Возникновение этих циклов связано с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений.

• Длинноволновые циклы Н.Д. Кондратьева – продолжительностью 4560 лет. Причиной волнообразного движения экономики являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка.

Экономические циклы можно также классифицировать и в соответствии с их продолжительностью.

Следует выделить краткосрочные (24 года), среднесрочные (1012лет) и долгосрочные циклы (5060 лет). Циклы действуют одновременно, накладываясь один на другой. При этом в рамках краткосрочных циклов равновесие достигается в сфере обращения, на потребительских рынках. В рамках среднесрочных циклов осуществляется структурная перестройка производства и потребления на основе широкого обновления производственной базы, технических нововведений. Долгосрочные циклы связаны с изменением технического характера производительных сил, их новым распределением, с преобразованием социальных систем – собственности и хозяйственного механизма.

Курсы Форекс - это хорошая перспектива для тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Forex!

В экономической науке выделяют следующие виды кризисов:

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным.

п»ї

Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.

Наши рекомендации