Понятие собственности.Типы.Реформирование сбств-ти:национализация,приватизация,разгосударствление.
Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся фактически на деле отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ
Присвоение-процесс юридического и фактического закрепления обьектов собственности. одержание собственности на средства производства определяется через её реализацию – кто, что и каким образом присваивает. В этом аспекте выделяют три формы (и соответственно три уровня) присвоения: «пользование», «владение» и «распоряжение».
«Пользование» - применение средств производства в интересах их собственника, но без участия пользователя (непосредственного производителя) в присвоении созданного его же трудом продукта (например: раб, крепостной).
«Владение» - частичное присвоение пользователем результата своего труда, созданного на не принадлежащих ему средствах производства (классический пример – арендатор).
«Распоряжение» представляет собой контроль собственника средств производства за их использованием (например, директивная деятельность государственных экономических ведомств).
Выделяют 3 типа собсв-ти:общей,частной,колективной сбств-ти.Тип общейс-ти:возник в первобытном общ-ве.Тип частной.Выделяют 2 вида частного присвоения:а)присвоение на осн.личного труда,б)на основе чужого труда(внешнеэкономическое,экономическое).Тип колективной.Характерны черты:1.с-ть образуется путем обьединения вкладов.2.исп-ся в общих целях.3.результат делится соотв. Доли собственности каждого.
Переход к рыночной экономикепрелпологает реформирование госсоб-ти по средствам приватизации,разгосулдарствления и национализации.
Национализация – это переход частной собственности в собственность государства. Приватизация –– это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Рынок понятие ф-и классификация
рынок — это отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями в определенное время и в конкретном месте и состоящие в обмене произведенных продуктов по ценам, формирующимся в результате взаимодействия спроса и предложения.
Рынок выполняет следующие функции:
Регулирующая функция - наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.
Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции.
Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение
качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают.
Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам
Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых,
Классифицируют:по назначению рыночных обьектов(товаров и услуг,финансовые.),по территориальному положению(местный,региональнай),по механизму функционирования(свободный,регулируемый),по степени насыщености(дефицитный равновесный),по степени зрелости,по правовому статусу(легальный,нелегальный).
Конкуренция.Понятие ,виды.
К-соперничество эк-х субьектов на рынке в целях получения наибольшего дохода.Выделяют конкуренцию:1)по отраслевому признаку:отраслевую и межотраслевую2)по сост. Рынка:совершенную и несовершенную.
Совершенная-характеризуется большим числом продавцов конкурирующих между собой.Несовершенная делится на 3 вида:монополистическую конк-ю,монополию,олигополию. монополистическую конк-я-большое число производителей предлагают одинаковую но не идентичную продукцию. Монополия-существует гдегде одна фирма явл. Единственным производителем. Олигополия-рынок на кот. несколько фирм владеютзначительной долей этого рынка.