Социально-экономические отношения собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация.

Собственность – отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения средств и результатов производства, ресурсов и рабочей силы. Отношения собственности занимают центральное место в любой экономической системе, от них зависят способы соединения работника со средствами производства, характер стимулов к труду, распределение экономических ресурсов и результатов труда.

Собственность проявляется и как экономическая, и как юридическая категория. Юристы различают в системе отношений собственности понятия владения, распоряжения и пользования имуществом. Владение – юридическая фиксация собственника, дающая право на получение доходов от собственности. Пользование – применение объекта собственности; пользователь может быть арендатором, а не собственником. Распоряжение –определение судьбы имущества.

Важнейшей экономической предпосылкой рыночной экономики является многообразие форм собственности и видов предприятий по формам собственности. Форма собственности – вид собственности, характеризуемый по признаку субъекта собственности (субъект – кто владеет, объект – чем владеют). Выделяют следующие формы собственности:

– государственная – объекты, являющиеся достоянием всех граждан страны (управление и распоряжение такой собственностью от имени народа осуществляют органы государственной власти);

– частная – объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за плату другим лицам либо используемое собственником с целью получения дополнительного дохода (этот подход в основном относится к средствам производства).

В рамках данных форм существуют типы собственности:

– республиканская государственная собственность – земля, ее недра, средства республиканского бюджета, государственные банки, государственные предприятия, государственные учебные заведения и другие крупные объекты республиканского значения;

– коммунальная государственная – собственность в распоряжении местных органов власти: обл-, рай-, гор-, сельсоветов и обл-, рай-, гор- и сельисполкомов (это средства местных бюджетов, объекты ЖКХ, государственной торговли и бытового обслуживания, городской транспорт, школы, поликлиники и т. д.);

– личная – объекты индивидуальной собственности, потребляемые самим собственником;

– акционерная – тип собственности, который возникает путем выпуска и продажи акций на всю стоимость предприятий;

– арендная с последующим выкупом – имущество, взятое в аренду, за которое вносится арендная плата (процент от стоимости имущества) с целью постепенного выкупа арендованного имущества;

– кооперативная – имущество кооперативов как добровольного объединения граждан для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива; собственность в кооперативе разделена на части по паям и долям;

– собственность общественных организаций – имущество, приобретенное общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами. Может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.

Собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в командной и рыночной экономиках. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. Поэтому переход от командно-административной экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Разгосударствление – процесс передачи от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью прямого хозяйственного управления собственностью. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, переход от административных методоврегулирования к экономическим методам. Оно осуществляется по следующим направлениям: сокращение доли госсектора в экономике, на основе приватизации, коммерциализация госпредприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности; ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю, переход от централизованного распределения ресурсов к формированию соответствующих рынков.

Приватизация – процесс смены собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов госсобственности другим экономическим субъектам. Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, трудовые коллективы предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, оборудование, лицензии, патенты и пр. Существует перечень объектов, которые не подлежат приватизации (оборонные предприятия, железная дорога, электростанции). Процесс передачи частной собственности в распоряжение государства называется национализацией.

Принципы приватизации: сочетание платного и бесплатного способов приватизации; право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности; дифференциация методов, форм и процедур приватизации; предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий; обеспечение гласности процесса приватизации; контроль за ходом приватизации со стороны государства.

В настоящее время существует 2 метода приватизации: 1) бесплатная передача госимущества трудовым коллективам и населению; 2) продажа (на аукционе за наибольшую плату и по конкурсу с выставлением условий по дальнейшему использованию предприятия).

Национализация – переход частной собственности на основные объекты хоз-ва (земля, промышленность, транспорт, банки) в собст-ть гос-ва. Национализация имеет различное соц-экономич и политич содержание в зав-ти от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

6. Характеристика экономических систем: традиционная экономика, классический капитализм, административно-командная экономика, смешанная экономика, трансформационная экономика.

В традиционной экономике экономические отношения базируются на обычаях, традициях, культовых обрядах; наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов; религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической действительностью; социально-экономический застой четко выражен; преобладают ручные способы труда и низкие темпы производства; технический прогресс резко ограничен, ибо несет угрозу устоям данного общества; в стране огромный внешний долг. Отмечается высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике страны. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства. Цель данной системы – удовлетворение потребностей на уровне поддержания жизни.

Капиталистическая экономика (чистый рынок) характеризуется частной собственностью на ресурсы производства. Координация системы осуществляется посредством рынков и цен. Преимущественным является принцип свободы предпринимательства и потребительского выбора. Мотивация поведения участников определяется личными, эгоистическими интересами (прибыль, максимизация полезности). Производителей и покупателей много и их экономическая власть рассеяна, поэтому ценообразование происходит на основе взаимодействия спроса и предложения. Данной системе присущи развитая конкуренция и рыночная мотивация, из-за чего достигается максимальная эффективность использования ресурсов. Недостатками системы являются наличие значительного числа безработных и отсутствие социальной защиты, что ведет к росту преступности, социальной дифференциации. Государство обеспечивает законодательство и защиту частной собственности.

Командно-административная экономика базируется на государственной собственности на ресурсы и средства производства и централизации планирования экономической деятельности. Предприятия являются государственной собственностью и работают на основе государственных директив. Осуществляется централизованное фондирование предприятий ресурсами и централизованное ценообразование. Рабочие согласно плану закреплены за профессиями и по географическим районам. Отсутствует конкуренция, а монополизм государственных производителей абсолютный. Существует «уравниловка» в оплате труда, отсутствует рыночная система стимулирования и мотивации труда. Осуществляется централизованное распределение товаров среди населения. Существует 100%-я занятость, т. е. отсутствие безработицы, «официально» отсутствует инфляция, поэтому отмечается стабильность цен и зарплат. Очень сильная социальная политика (бесплатные медицина, образование, жилье и пр.).

Для смешанной (рыночной) экономики характерны наличие всех форм и типов собственности и равенство их перед законом; экономическая свобода предпринимателей и потребителей; экономическое самоопределение личности; рыночное ценообразование; открытость экономики; конкуренция; всеобщность рынка; экономическая ответственность; установление договорных отношений; самофинансирование и хозрасчет; правовая защита частной собственности, возникновение смешанных производственных структур. Государственное регулирование рыночных отношений осуществляется косвенно посредством государственных программ, налогообложением, денежно-кредитной и банковской политикой. Также государством обеспечивается социальная политика.

Трансформационная (переходная) экономика. Период, в течение кот происходит трансформация прежней экономич с-мы и зарождение новой, составляет так называемый переходный период. В течение этого периода существует переходная экономич с-ма, или переходная (трансформационная) экономика. К странам с переходной экономикой можно отнести Россию, РБ и др гос-ва, образовавшиеся после распада мировой с-мы социализма.

Для переходной экономики характерны следующие основные черты:

а) изменчивость и нестабильность, носящие «безвозвратный» хар-р. переход от одной экон с-мы к др – это, прежде всего, процесс ломки старых (причём не только экономических) отношений и зарождения новых. Реформирование происходит быстро и достигает цели в том случае, если оно не отрывается от реалий жизни народа и учитывает объективный з-н «минимальной трансформации»: из всех возможных вариантов преобразований достигает цели тот, кот позволяет адаптировать общество к новым условиям хоз деят-ти, не грозящим фундаментальным сущностям данной цивилизации;

б) многообразие переходных форм общественного хоз-ва (укладов).

Экономический уклад – это особый тип хоз-ва, в основе кот лежит опред форма собст-ти на средства произ-ва и соответствующие ей производственные отношения. Кол-во эконом укладов и их доля в экономике той или иной страны зависят от конкретно-исторического развития данной страны, её соц-эконом ур-ня, общественно-политич строя. Это могут быть: патриархальный уклад; частный уклад; гос уклад; смешанный уклад и др;

в) особый характер противоречий. Борьба нового со старым, борьба отживающих экономических укладов с вновь зарождающимися – это всегда борьба интересов. Поэтому становление новой эконом с-мы – не только борьба экономическая, но и борьба политическая;

г) историчность. Она обусловлена особенностями развития той или иной страны (ур-нем эконом развития, ур-нем культуры населения, религиозными традициями и др), что определяет темпы проведения реформ.

Основные задачи переходной экономики:

- создание экономического механизма нового типа;

- обеспечение и развитие экономической свободы и инициативы субъектов рыночных отношений;

- создание развитой с-мы соц защиты и соц гарантий.

Своеобразие задач переходной экономики определяет и своеобразие путей их решения, основными из кот явл: демонополизация экономики, разгосударствление и приватизация, стабилизация денежного обращения, либерализация цен, создание рыночной инфраструктуры, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику и др.

7. Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка.

Рынок есть результат исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

Рынок – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Главные признаки (условия функционирования) рынка: многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частной формы собственности; экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства); поддержка и развитие конкуренции; установление равновесных цен в зависимости от спроса и предложения; обеспечение принципа примата потребителя; устойчивость финансовой и денежной систем; открытость экономики, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг; наличие развитой рыночной инфраструктуры.

Рынок выполняет следующие функции:

– регулирующая – через рынок осуществляется регулирование общественного производства, решаются проблемы: что, как и для кого производить;

– посредническая – через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями, между спросом и предложением;

– учетная – через рынок происходит учет затрат на производство продукции;

– ценообразующая – на рынке устанавливаются цены под влиянием спроса и предложения;

– дифференцирующая – в процессе конкуренции выживают фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены;

– стимулирующая – рынок стимулирует производителей внедрять в производство достижения НТП с целью снижения издержек, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Различают следующие виды рынков:

– по объектам купли-продажи: товарные рынки, рынки труда, рынки капитала и рынки ресурсов;

– по географическому положению: местный, региональный, национальный и мировой;

– по отраслям: автомобильный, зерновой и т. д.;

– по объемам продаж:оптовый и розничный;

– по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный («черный», «теневой»);

– по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.

Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи, ярмарки и аукционы, торговые дома, брокерские и др посреднические организации, аудиторские фирмы, страховые компании, информационные службы и др. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры явл товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на кот заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров.

Фондовая биржа представляет собой учреждение, в кот осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Провалы рынка или фиаско рынка – явл ситуацией, кот возникает в случ, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешат-ва со стороны правит-ва. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правит-во примет ряд стратегических решений, кот позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для с-мы не характерна эффективность по Парето. В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в кот любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в др области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С др стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. Т.е., когда с-ма достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном ур-не, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, кот могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин явл монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для опред товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, кот способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как з/п или влияние на окруж среду. Некот общественные блага также рассматр как 1 из форм провалов рынка.

Соц неравенство в об-ве может также привести к фиаско рынка, как и множество др факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто использ в кач-ве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные госслужбы, финансируемые из госбюджета.

Гос-во может оказывать различные вмешат-ва, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения зак-ва, денежно-кредитной политики, миним з/п и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешат-вом правит-ва, заключ в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распред ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешат-во, явл трудным реш, кот может быть осложнено политич проблемами и соц вопр, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Наши рекомендации