Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
Конкуренция – это соперничество рыночных Sb за лучшие условия производства, купли и продажи товара.
Совершенная конкуренция предполагает большое число продавцов и покупателей, предполагается стандартная продукция. Ни одна из фирм не может оказать заметного влияния на рыночную цену. Участники рынка имеют равный доступ к информации. Существует свобода входа и выхода из отрасли. На практике совершенная конкуренция в чистом виде явление редкое, хотя некоторые отраслевые рынки имеют близкую к ней структуру (рынок с/х продукции, рынки некоторых услуг)
Несовершенная конкуренция - это такой тип рынка, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Типы рыночных структур несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия – данный продукт производит только одна фирма и она контролирует цены. Существуют непреодолимые проблемы для вступления в отрасль.
Основные черты чистой монополии: Часто в случае монополии термины «фирма» и «отрасль» - синонимы, т.е. одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. Следовательно, чистый или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной этой фирмы; Нет близких заменителей продукции, покупатель вынужден либо соглашаться на условия монополиста, либо обходиться без его товара; Способность манипулировать ценой и объемом выпуска в своих интересах; Вступление в отрасль блокировано.
2.Олигополия – относительно небольшое количество фирм производят данный продукт, производится однородная продукция, имеет место частичный контроль над ценой, имеются серьезные барьеры для вступления в отрасль. Если в отрасли господствуют только два производителя, такая ситуация будет называться дуополией.
Основные черты олигополии: Продукция, выпускаемая олигополистами, как правило, однородна или слабо дифференцирована; Вступление в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами производства уже имеющихся фирм; Продавцы признают взаимную зависимость, поскольку если один из них изменит цены и объем выпуска, это сразу скажется на прибылях остальных, которые примут ответные меры, каждая фирма при разработке своей стратегии принимает в расчет ожидаемые реакции ее соперников; Конкуренция между олигополистами носит, в основном, неценовой характер, так как может возникнуть такое явление, как ценовая война - это ряд последовательных снижений цен конкурентами, возможных при условии, что они продают стандартный продукт, например, бензин.
3.Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – множество производителей выпускают похожую продукцию, пытаясь при этом убедить покупателей в ее уникальности. Имеет слабый контроль над ценой.
Основные черты монополистической конкуренции: Дифференциация продукта, то есть создание в товаре действительных или мнимых отличий с целью сделать предложение уникальным, а своё положение монопольным; Использование ценовых методов конкуренции; Неценовая конкуренция возникает благодаря предложению продукта, отличного от других; Независимое функционирование каждого производителя – наличие сравнительно большого числа фирм делает практически невозможным тайный сговор, согласованные действия производителей с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен; Свободный вход и выход с рынка объясняется большим количеством мелких производителей, вследствие чего отраслевые барьеры очень незначительны.
4.Монопсония – такая ситуация на рынке, когда имеется всего один покупатель (мясокомбинат, молокозавод). Цены устанавливают покупатели.
5.Полипсония – несколько покупателей диктуют на рынке свои условия.
Власть монополии и монопсонии – это 2 формы рыночной власти, т.е. способности продавца или покупателя влиять на цену товара. Степень до которой отдельный продавец может использовать свою власть зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.
15. Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции.
Рыночная власть – это власть монополии и монопсонии влиять на цену товара. Степень, до которой отдельный продавец может использовать свою власть, зависит от наличия близких заменителей его продуктов и от доли в общих продажах на рынке.
Монопольная власть поддерживается следующим образом:
1.Исключительное право, полученное от правительства
2.Патенты и авторские права
3.Собственность на всё предложение какого-либо ресурса
4.Преимущества низких издержек крупного производства
5.Нечестное поведение
Фирмы-монополисты устанавливают высокие цены на свою продукцию. Для этого они преднамеренно создают зону дефицита товара, уменьшая объём производства.
Фирмы-монопсонии устанавливают монопольно низкие цены на товары, закупаемые у поставщиков. Для этого они преднамеренно создают зону избытка продукции, уменьшая закупки товара.
Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством «ножниц цен».