Несовершенная конкуренция. Типы рынков несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.

Две основные формы конкуренции:

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Виды конкуренции:

1) Свободная конкуренция (совершенная)

2) Рынок несовершенной конкуренции предполагает:

2) чистую монополию

3) монополистическую конкуренцию

4) олигополию

Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

4) продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна

5) реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)

6) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок

7) на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

51. Неравенство доходов и их измерение: коэффициент Джини.

Различия в доходах между отдельными лицами или семьями или между различными группами населения, между областями или странами. Неравенство между отдельными лицами обусловливается различием в способностях зарабатывать и размерами принадлежащей им собственности.

Неравенство доходов – это разница в уровне денежных доходов различных слоев населения. Одним из наиболее известных способов измерения неравенства доходов является построение кривой Лоренца, которая отражает неравномерность распределения дохода между различными группами населения. Население делится на 5 частей – квинтелей, т.е. по 25%. Группы населения располагаются на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Если бы все группы обладали равными доходами и на 20% населения приходилось бы 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т.д., то мы бы получили биссектрису, называемую линией абсолютного равенства (ОЕ). В реальности распределение не бывает равным. Например, первые 20% населения получает 5% дохода, 40% - 15%, 60% - 35%, 80%-60%, 100% - 100%. В соответствии с этим строим кривую Лоренца (ОАВСДЕ). Чем больше она отклоняется от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов. Следующим показателем является коэффициент Джини или индекс концентрации доходов. Он тесно связан с кривой Лоренца. Его рассчитывают как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (Т) к площади треугольника ОFЕ. G=T/OFE. Величина коэффициента измеряется в пределах от 0 до 1. 0 – это абсолютное равенство, 1 – абсолютное неравенство. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т и, следовательно, коэффициент Джини будет стремиться к 1.

О

27. Организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике РФ.

Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий:

Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Легко учредить; значительная свобода действий; существенные стимулы эффективной деятельности. Ограниченность финансовых средств; трудности совмещения функций контроля и управления; полная финансовая ответственность.

Фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют: товарищества и общества.

Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. В отличие от акционерных обществ и товариществ, которые основаны на имуществе, принадлежащем им на правах собственности, закрепленное за государственными предприятиями имущество находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству или муниципалитету.

Коммерческие предприятия –целью является извлечение прибыли и распределение доходов между участниками.

Некоммерческие предприятия –не ставят целью извлечение прибыли, могут заниматься предпринимательской деятельностью для реализации уставных целей и задач. Данные организации, за исключение потребительских кооперативов, не могут распределять прибыль между участниками.

35. Объекты государственного регулирования - экономический цикл (ВВП).

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Выделяют следующие объекты:

3) экономический цикл;

4) секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

5) условия накопления капитала;

6) занятость;

7) денежное обращение;

8) платежный баланс;

9) цены;

10) НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

11) условия конкуренции;

12) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

13) подготовка и переподготовка кадров;

14) окружающая среда;

15) внешнеэкономические связи.

Экономический цикл – время от одного спада или подъема до другого.

Цикл состоит из четырех периодов, которые называются фазами.

Первая фаза - рост производства - это подъем или оживление. Это рост всех макроэкономических показателей, объема производства, занятости, цен, инвестиций, процента (банки, чувствуя растущий спрос на деньги, повышают процент за кредит).

Вторая фаза - пик подъема - называется бумом, а долгий бум - процветанием. Но рынок затоваривается, экономика перегревается, продукции слишком много; чтобы ее распродать, снижают цены, предприятия терпят убытки.

Третья фаза - уменьшение роста производства. Это сокращение или спад или кризис. Предприятия не только сокращают производство, но и закрываются, разоряются. Растет безработица.

Четвертая фаза - нижняя граница спада - это кризис. Затянувшийся кризис называют депрессией. Кризис - это форма проявления неравновесия между совокупным спросом и предложением.

Наши рекомендации