Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки и значение модели чистой конкуренции в экономической теории.

Конкуренция является необходимым элементом рыночной экономики, одним из основных свойств рынка. Конкуренция(от лат.concurrere – сталкиваться)–этосоперничество между участниками рыночного хозяйства за реализацию своих экономических интересов. Борьба всех против всех: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями. Цель конкуренции– вытеснить конкурентов с рынка и упрочить свое положение, расширить свою долю на рынке, максимизировать прибыль.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами.

По форме конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. Такой вид конкуренции называют предметной, или межфирменной.Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары, удовлетворяющие различные потребности, т. е. идет борьба за платежеспособный спрос населения и потребности производства. Этот вид конкурентной борьбы называют функциональным.

По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценоваяконкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступает повышение или понижение цены. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий и экономии на издержках производства.

Неценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступают неэкономические методы: повышение качества продукции, сервисное обслуживание, маркетинг и т. д. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, безопасность, эргономические и эстетические показатели. Все большую роль в конкурентной борьбе занимает надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность (имидж). Важными инструмента-ми неценовой конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

В зависимости от типа конкурентной среды на рынке различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется пятью основными признаками:

- множество покупателей и продавцов, причем ни один из них не может существенно повлиять на спрос или предложение товара на рынке;

- для продажи предлагаются однородные товары и услуги;

- ни один из покупателей или продавцов не обладает информацией о данном рынке больше, чем остальные, не может осуществлять контроль за ценой и объемами купли-продажи, что, в свою очередь, создает условия для их постоянного колебания;

- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Совершенная конкуренция – это редкое явление в развитых странах. Примерами рынков совершенной конкуренции могут выступать рынок сельскохозяйственных продуктов, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Остальные рынки не отвечают вышеизложенным признакам и могут быть определены как рынки несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция определяется как рынок, на котором либо покупатели, либо продавцы имеют возможность воздействовать на рыночную цену.

Поведение производителя в условиях рынка совершенной конкуренции. Спрос на товар конкурентной фирмы. Определение максимальной прибыли методом сравнения валового дохода и валовых издержек. Принцип максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизмов имеет важное аналитическое значение для выявления взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.

Таблица 20.1. Рыночные структуры

Модель рынка Число фирм и их размеры Условие вступления в отрасль и выхода из нее Тип продукции Контроль над ценой Формы конкуренции Доступность информации
1.Совершенная конкуренция 1.1. Чистая конкуренция Множество мелких фирм Очень легко, никаких затруднений Однородная, стандартизированная Отсутствует Ценовая Равный доступ ко всем видам информации
2. Несовершен-ная конкурен-ция            
2.1. Монополистическая конкуренция Относительно много небольших фирм Сравнительно легкое, имеются отдельные препятствия Разнородная, дифференциро-ванная Имеется контроль в узких рамках Ценовая. Неценовая: дифференциация продукта, реклама, торговые знаки, торговые марки,. Сравнительно незначительные ограничения
2.2. Олигополия Число фирм невелико, как правило, средние и крупные фирмы Наличие существенных препятствий Разнородная или однородная Ограни- ченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре) Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама. Существенные ограничения
2.3. Монополия Одна фирма Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка Уникальная, не имеющая заменителей Значительный либо полный Неценовая: связи с общественными организациями От некоторых ограничений до полной информационной блокады

Рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции характерен целый ряд уже знакомых нам признаков. Прежде всего речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, которые выявляют наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартизованная, однородная продукция.



Наши рекомендации