Кривая Филипса. Проблемы безработицы в Республике Беларусь.

Кривая Филлипса отражает обратную зависимость между уровнем безработицы и темпом инфляции, и первоначально рассматривалась как набор альтернативных вариантов проведения в жизнь экономической политики. С точки зрения современной экономической теории обратная зависимость сохраняется лишь в коротком периоде. В длительном пе­риоде кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию, харак­теризующую естественную норму безработицы.

В зависимости от характера и темпов различают ползучую, галопи­рующую и гиперинфляцию. Последствиями инфляции являются: сниже­ние реальных доходов населения, обесценивание сбережений, ослабле­ние позиций властных структур, трудности с долгосрочным планирова­нием, повышение риска инвестирования.

Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса, совокупного предложе­ния и денежной массы. Антиинфляционная стратегия включает: пре­одоление инфляционных ожиданий и страха перед обесцениванием сбе­режений; жесткую денежно-финансовую политику; сокращение бюджет­ного дефицита и увеличение совокупного предложения. Меры антиин­фляционной тактики в зависимости от цели можно разбить на две группы: 1) при необходимости увеличения совокупного предложения приме­няется льготное налогообложение, приватизация; 2) для снижения теку­щего спроса - повышение процентных ставок по депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения не­движимости.

46. Государственное регулирование экономики. Государственная экономическая политика.

Государственное регулирование неизбежно не только потому, что значительная часть средств производства находится у государства, а так же, потому что именно государство может лучше обеспечить условия для развития образования, просвещения, здравоохранения и т.д.

Государство не только производит, но и контролирует перераспределение доходов в обществе; регулирует финансовую, налоговую и внешнеэкономическую деятельность; осуществляет многочисленные программы социального развития.

Кроме того, государство контролирует защиту окружающей среды; защиту потребителей от продуктов, опасных для здоровья; обеспечение юридически равного доступа к вакантным рабочим местам и т.д.

Основные экономические функции государства: 1. Разработка законодательной системы – система законов и судов создают юридическую атмосферу для цивилизованных отношений между предприятиями, поставщиками и потребителями. 2. Защита конкурентной среды – путем антимонопольного законодательства, равномерное распределение ресурсов между всеми субъектами экономики. 3. Перераспределение доходов – рыночная система имеет недостаток – имущественное неравенство, поэтому при помощи системы обязательных платежей, которые идут на пособия малоимущим слоям населения, сглаживается расслоение населения по уровню дохода. Государство контролирует цены на жизненно необходимые продукты, поддерживает работу отраслей экономики, в существовании которых заинтересовано все общество. 4.Коррекция общественных благ и услуг– государство обеспечивает существование музеев, театров, библиотек, лесопарков, заповедников, путем их финансирования. Государство финансирует пострадавших в случаях стихийных бедствий.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за: Фискальную политику (бюджет, налоги); Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка); Регулирование внешней торговли; Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики: 1) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения. 2) Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования; Государственные целевые программы (социальные); Прогнозирование; Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. «Техническое регулирование» - имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.


Наши рекомендации