Причины и последствия безработицы. Кривая Филипса

Социально-экономические последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценение, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается давление на размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда, формируются категории лиц с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам и ценностям.

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Первый кто обратился к изучению этой проблемы, был новозеландский экономист А.У. Филлипс. Он вывел закономерность, характеризующую тесную обратную связь между ежегодным процентным изменением номинальной заработной платы и долей безработных.

Формально оригинальную кривую Филлипса можно выразить:

Wt = Wt-1 ·[l – a·(u - ue)],

где Wt — ставка заработной платы в периоде t;

u — уровень фактической безработицы;

ue — естественный уровень безработицы;

а — параметр, характеризующий темп изменения уровня зарплаты в зависимости от уровня безработицы.

Причины и последствия безработицы. Кривая Филипса - student2.ru

Основное достоинство работы А. Филлипса заключается в сделан­ном им выводе, что рост номинальной заработной платы может сосу­ществовать с заметной величиной безработицы, как это отражено на рисунке 2. Зарплата обнаруживала тенденцию к росту задолго до достижения полной занятости, при уровне безработицы примерно в 5,5 %. Дальнейшие исследования не только подтвердили этот вывод, но и показали, что уровень безработицы, при котором номинальная ставка зарплаты становится гибкой, может быть еще выше.

Как можно легко заметить, кривая Филлипса фактически отражает зависимость между уровнем безработицы и инфляцией издержек, ин­спирированной ростом заработной платы. Более поздние исследова­ния показали, что существует не менее устойчивая зависимость меж­ду темпами инфляции в экономике и уровнем безработицы.

  1. Политика занятости и ее основные направления.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. На ряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на конъюнктуру в стране.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму),являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих предложить работу;

6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) выплата пособий.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.

Наши рекомендации