Несовершенная конкуренция. Модели рынка несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, олигопсония).
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмыОсновные черты рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию. дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей. при неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара
Олигополия
Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.
Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (например, производство стали и алюминия, автомобилестроение, сфера оптовой торговли и т. п.). Олигополия может быть однородной (стандартизированный продукт) и дифференцированной. Немногочисленность олиготюли-стов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безудержная конкуренция между ними угрожает неприятностями для всех (т. е. фирмы вынуждены учитывать ответную реакцию конкурентов на любое свое действие). Например, если в автостроительной отрасли всего три завода-гиганта, то решение одного из них об увеличении производства может заметно взвинтить рыночное предложение и соответственно «сбить» цены. Подобное поведение одного из конкурентов немедленно скажется на доходах остальных членов этой большой тройки.. Поэтому в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают войны цен, идут на объединение или картельные и иные монополистические соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено (т. е. имеются большие входные барьеры).
Чистая монополия- полная противоположность совершенной (чистой) конкуренции. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Примером здесь могут служить всем известные представители естественной монополии - газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям и свою цену. При этом экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.
МОНОПСОНИЯ - рынок товаров и услуг с множеством продавцов и лишь одним покупателем, монополия покупателя. В широком смысле слова термин "М." относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
ОЛИГОПСОНИЯ (от греч. oligos - малочисленный и opsonia - покупка) - тип рыночной структуры, при которой существует моно-nonufi покупателей определенного вид товаров.
Поведение потребителя.
Решая эти проблемы, наука о поведении потребителей разработала такую теоретическую и методологическую основу, о которой в шестидесятых годах не приходилось и мечтать. Эта наука существует и развивается, и мы уверены в том, что ежедневно и активно участвуем во всем, что происходит в мире потребителей. Важность исследований мотивации и поведения потребителей признана во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований - поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Некоторые исследователи рассматривают проблему в ракурсе, названном постмодерном, и концентрируют усилия на том, чтобы понять: как мыслит и ведет себя человек в роли потребителя. Теперь, когда культурные и экономические границы раздвигаются, область научных исследований также расширяется и обогащается Все, что делают продавцы и другие субъекты рынка, пытаясь повлиять на поведение потребителя, исходит из четырех существенных предпосылок:
Потребитель - хозяин. Он может отклонить все попытки влияния на него, поэтому вся деятельность фирмы должна быть адаптирована к мотивации и поведению потребителя. Мотивацию и поведение потребителей можно понять через научные исследования. Абсолютные прогнозы невозможны, но стратегические результаты заметно улучшаются при строгом научном подходе и правильном применении результатов исследований. Поведение потребителя может испытывать влияние через убеждение, при котором потребитель воспринимается как суверенная и целеустремленная личность. Убеждение потребителя и влияние на него допускается - во избежание попыток манипулирования им - в рамках закона, этических и моральных норм.