Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

Вопрос 1:

Собственность — принадлежность средств и продуктов про­изводства определенным лицам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.

Собственность — исторически определенная форма присвое­ния людьми материальных благ в процессе их производства, обме­на, распределения и потребления.

Субъектами собст­венности могут выступать люди, предприятия, организации и го­сударство.

Объектами собственности обычно являются факторы производства и готовая продукция.

Собственность в юридическом смысле – право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственности.

Право пользования — основанная на законе возможность экс­плуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и получения от него плодов и доходов.

Право распоряжения — предоставляемая собственнику воз­можность по собственному усмотрению и в своих интересах со­вершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества, т. е. действия, связанные с отчуждением имущества от его владель­ца (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, сдача в арен­ду, залог и т.п.).

Собственность в экономическом смысле – это отношения присвоения имущества, его хозяйственного использования и получения экономической выгоды.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональную характеристику: владение, управление и контроль.

Формы собственности:

Частная собственность, представ­ляет собой владение факторами производства с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.

Государственная собственность представляет собой сосредоточение прав собственности у государственного института власти, где верховным распорядителем является государство, а управляют ею назначенные государством руководители.

Вопрос 2:

Конкуренция – это борьба между товаровладельцами за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.

Конкуренция— состязательность (соперничество) на рынке большого коли­чества независимых друг от друга субъектов рынка (производителей, потребителей) за более вы­годные условия.

Конкуренция может быть совершенной (свободной) и несов­ершенной.

Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – этоположение на рынке, когда существует одновременно множество продавцов и покупателей определенной продукции, и никто из них не в состоянии контролировать уровень цен, так как доля каждого продавца в предложении однородной продукции незначи­тельна.

Несовершенная конкуренция — это положение на рынке, ког­да имеется небольшое количество производителей или потребителей продукции и наиболее крупные предприятия имеют возможность самостоятельно определять рыночные цены.

Монополия — господство на рынке одного или нескольких крупных товаропроизводителей в целях повышения цен и получения высокой прибыли.

Монополия - это исключительное право одного или нескольких лиц, государства, организаций на производство благ и услуг, внутреннюю и внешнюю торговлю.

Монополия — это сила, подрывающая конкуренцию.

Выделяют чистую монополию и монопсонию.

Чистая монополия — состояние рынка, где действуеттолькоодин продавец товара (услуги). Разновидностями чистой монополии являются:

Естественная монополия — это сфера производства которая обеспечиваетвысокую экономию за счет её масштабов т.е продукция (услуга) может быть произведены одним предприятием при бо­лее низких затратах, чем если бы его изготовлением за­нималось множество предприятий. (добыча и прода­жа газа, нефти, редких полезных ископаемых, железнодорожное сообщение, городской метрополитен, связь, производство и дос­тавка к потребителям электроэнергии и т.д).

Легальная монополия имеет место в том случае, если произ­водитель предлагает уникальный товар (услугу), которому нет аналогов, и потребитель вынужден его приобретать по цене монополиста ввиду отсутствия заменителей.

Искусственные монополии — это объединения предприятий, создающих барьеры для входа в рынок новых производителей посредством захвата источников сырья, каналов сбыта продукции, пользования более высокого уровня техники и технологии за счет применения более крупного капитала, который позволяет расширять производство и вытеснять новых конкурентов.

Монопсония — состояние рынка, где множеству продавцов одного и того же товара противостоит единственный его покупатель.

Монопсонист искусственно ограничивает объем закупок на какое-то время, чтобы спровоцировать поставщика на снижение цен.

Монополистическая конкуренция — соперничество на рынке большого числа крупных предприятий посредством ис­пользования приемов ценовой и неценовой конкуренции.

Олигополия — господство на рынке небольшого числа крупных товаропроизводителей (не более 10), которые делят между собой сферы своего влияния (сельхозмашиностроение, автомобилестроение).

Антимонопольное (антитрестовское) законодатель­ство — комплекс государственных мер, направленных на под­держание конкуренции во всех сферах хозяйственной дея­тельности, противодействие и ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции с целью защиты общественных интересов.

К методам антимонопольного регулирования относятся:

1. контроль над ценообразованием;

2. налоговое регулирование;

3. политика демонополизации;

4. стимулирование конкурентной борьбы;

5. предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

Наши рекомендации