Экономическая сущность цены товара. Функции, виды, состав и структура цен
Цена товара– денежная стоимость которую готов заплатить покупатель за полезность товара, а производитель при этом готов продать этот товар исходя из издержек на его производство.
Функция цен:
· Регулирующая – выступает инструментом регулирования экономических интересов предприятия, их собственников , наемных работников и государства, а так же экономических процессов которые уравновешивают спрос и предложение.
· Измерительная – позволяет определить количество денег которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить.
· Учетно-информационная – отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, уровень прибыли, а так же оценивая результаты и затраты производства.
· Стимулирующая функция – цена выступает эффективным экономическим инструментом, мотивация развития производства, роста прибыли, и потребления продукции.
· Распределительная – обеспечивает распределение ограниченных ресурсов между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию.
Виды цен:
v По масштабу торговых операций и характера реализуемого товара.
Ø Отпускная цена – цена по которой предприятие реализует произведенную продукцию.
Ø Оптовая цена – цена по которой оптово сбытовые организации реализуют товар различным организациям и потребителям.
Ø Розничная цена – цена по которой торговые предприятия реализуют продукцию населению и мелкооптовым потребителям.
v По степени способа регулирования
Ø Свободные (рыночные цены) – освобождены от непосредственного вмешательства госорганов, формируются на основе соотношения спроса и предложения.
Ø Регулируемые цены – устанавливается государственными органами или субъектами хозяйствования с учетом установленных государственными органами ограничениями.
Ø Договорные цены – определяются предварительным соглашением между покупателем и производителем.
v По способу фиксации
Ø Твердые цены – цены которые устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течении всего срока поставки продукции по договору.
Ø Подвижная цена которая зафиксирована в договоре и может быть пересмотрена если к моменту исполнения договора рыночная цена изменилась.
Ø Скользящая цена – цена которая корректируется в период действия договора на основе пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства. (товар с длительным сроком изготовления)
v По условиям поставки и продажи
Ø Цена нетто – цена на месте купли-продажи.
Ø Цена брутто – определяется с учетом условий купли продажи. (вид и размер налога, наличие и уровень скидок, и др.
Издержки производства | прибыль | Оптовая надбавка | Торговая надбавка | |||
Полная С/С продукции | КН(НОС, акцис) | Издержки сбытовых организаций | Прибыль | Издержки торговых организаций | Прибыль | |
Отпускная цена | ||||||
Оптовая цена сбыт организации | ||||||
Розничная цена торговой организации | ||||||
Стадии (модели) формирования цен
Порядок формирования цен.
Первая стадия порядка формирования цен. Формируются отпускные цены:
ОЦ=С+П+КН
Ак=(С+П)*%Ак/(100%-%Ак)
НДС = (С+П)*%НДС/100%
С – себестоимость продукции.
П – прибыль.
КН – косвенные налоги включаемые в цену. (НДС и акцис)
Для подакцизных товаров НДС рассчитывается по следующей формуле:
НДС= (С+П+Ак)*%НДС/100%
На второй стадии отпускные цены включают оптовые надбавки бытовых активизаций.
Цопт = ОЦхоз НДС + ОН + НДСопт.с
ОН – оптовая надбавка сбытовых организаций.
НДСопт.с - НДС уплачиваемой оптово сбытовой организацией
На третьей стадии формируются розничные цены.
Црозн = ОЦбезндс + ТН + НДСторг.орг
ТН – торговая надбавка розничной торговой организации (устанавливается в процентах к отпускной цене производителя без НДС).
НДСторг.орг – налог розничной торговой организации.
52. Цели, задачи, стратегия и процесс ценообразования
Цели | Задачи | Уровень цен | |
Долгосрочные | Выживаемость | Сохранение существующего положения на рынке | Низкий |
Обеспечение окупаемости затрат | |||
Получение коротко срочной максимальной прибыли | Быстрое получение денежных средств (выручки) | Высокий | |
Максимизация прибыли в текущем периоде. | |||
Долгосрочные | Обеспечение высоко качества | Завоевание и сохранение лидерства по качеству | Высокий |
Максимизация сбыта | Увеличение объема продаж | Низкий |
Ценовые стратегии:
· Стратегия снятия сливок – установление максимально высоких цен, с начала появления нового товара. Снижение цен происходит после первой волны спроса.
· Стратегия проникновения на рынок – предприятие устанавливает более низкую цену, по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.
· Стратегия следования за лидером – цена на товар устанавливается исходя из цены предлагаемой главным конкурентам доминирующим на рынке.
· Стратегия скользящей цены – цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, а потом постепенно снижается по мере снижения спроса (для товаров массового потребления).
· Стратегия психологической цены.
Этапы процесса ценообразования:
· Постановка цели и задач ценообразования
· Определение спроса
· Определение издержек производства для установления минимальной цены на товар
· Анализ цен и качества конкурентов
· Расчет исходной цены
· Учет дополнительных затрат(фактор престижности товара, психология восприятия цены)
· Установление окончательной цены.