Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятии, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли , что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).

№12

Ценообразование на рынке монополии

Монополия - тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

-на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

-нет близких заменителей продукта монополиста;

-барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и пред­ложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с управлением, осуществляемым монополиями и государством.

Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

• монополия возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке товаров возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста или объединения нескольких фирм-монополистов путем заключения до­говора между ними и их действия в качестве единой фирмы; 2) на рынке имеется большое число потребителей данного товара и ни один из них не может оказать существенного влияния на формирование рыночных цен; 3) в силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытес­нить конкурентов с рынка и захватить его целиком;4) отдельные потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены и вынуждены подстраиваться под цены, предлагаемые монополистами. В свою очередь монополист выбирает такие объемы и цену, при которых товар полностью будет реализован с максимально возможной прибылью.

Возможность управления процессом ценообразования вызывает необходимость разработки методики формирования монопольных цен.

Современная экономическая наука выработала порядок формирования монопольных цен, который включает семь этапов: 1) выбор цели; 2) выбор варианта цены; 3) оценка спроса; 4) анализ издержек; 5) анализ цен конкурентов; 6) выбор метода ценообразования; 7) установление окончательной цены.

1. Прежде всего, фирма-продавец должна четко определить цель, которую она стремится достичь, выходя на рынок с данным товаром. Эти цели могут включать:

• максимизацию текущей прибыли;

• удержание на рынке;

• захват большей доли на рынке;

• завоевание лидерства по качеству.

2. Четко выработанные цели помогают рассмотреть альтернативные варианты монопольной цены, которыми могут быть:• заниженная цена проникновения на новый рынок;• завышенная цена с целью максимизации прибыли; • престижная цена, подчеркивающая высокое качество товара;• средняя линия, учитывающая отраслевой уровень цены.

3. Немаловажное значение при формировании уровня цены имеет реальная оценка спроса, ибо цена зависит от спроса, но и спрос зависит от цены. Фактически речь идет об оценке рыночной конъюнктуры.

4. При формировании уровня цены большое значение приобретает анализ издержек: учет средних валовых издержек; сред­них постоянных и средних переменных издержек; предельных издержек, а также предельных доходов и предельного продукта.

5. На уровень и динамику монопольных цен (особенно в условиях олигополии) оказывает влияние уровень цен конкурентов.

6. Все эти этапы расчета цен позволяют решить вопрос о выборе метода определения цен. Такими альтернативными методами могут быть:• затратный метод, учитывающий уровень издержек и соответствующую наценку;• метод безубыточности, или метод целевой прибыли;• метод учета дифференциации продукта, т. е. учет ценности товара с точки зрения его качества, полезности;• метод учета спроса, т. е. политика увеличения цены при увеличении спроса и снижения ее при снижении спроса;• метод учета цены лидера.

7. В конечном счете фирма-монополист устанавливает свой окончательный вариант цены, с которым и выходит на рынок несовершенной конкуренции.

Цена является не только следствием конкуренции на рынке, но и средством конкурентной борьбы. При этом следует не только помнить о целях этой борьбы (ослабить или разорить конкурента), но необходимо учитывать и возможности собственной фирмы, и экономическую силу конкурента. Следует помнить и о том, что в реальной жизни важную роль играет также неценовая конкуренция.

С проблемой ценообразования в условиях несовершенной конкуренции тесно связан вопрос о ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — это разделение единого рынка ни различные сегменты, с тем чтобы один и тот же товар продавался на них по разным ценам. Чистая монополияпредполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска. Причиной монополии является: (а) эффект масштаба; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; (в) нечестное поведение и др.

№13

Наши рекомендации