Совершенная конкуренция. Сопоставление предельного дохода и предельных издержек.

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками - метод определения объема продукции, при котором экономическая прибыль максимальна, путем сравнения предельной выручки от дополнительных единиц продукции с предельными издержками их производства.

Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Предельный доход, предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли. Предельный доход = Общий доход n — Общий доход (n-1)

Преде́льные изде́ржки— показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции. Для каждого уровня производства существует особое, отличное от других значение предельных издержек. Математически они выступают как частные производные функции издержек С(x) по данному виду деятельности: Совершенная конкуренция. Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. - student2.ru

При рассмотрении состояния производства в данный момент постоянные производственные затраты не оказывают влияния на уровень предельных издержек, они определяются лишь переменными издержками. При рассмотрении же в более длительной перспективе они могут расти, оставаться неизменными или падать в зависимости от эффекта масштаба производства и других факторов.

Низкий предельный продукт фактора означает, что необходимо большое количество дополнительных ресурсов для производства большего объема продукции, что ведет к высоким предельным издержкам. И наоборот. В общем, при снижении предельного продукта фактора предельные издержки производства возрастают, при повышении — падают.

Всегда при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда предельные издержки и предельная выручка предприятия совпадают. (Это результат взаимодействия разных процессов: с одной стороны, с ростом производства себестоимость продукции снижается сначала быстро, затем медленнее, с другой — на определенном этапе растут издержки, связанные со сбытом и т. д.) Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Средствами предельного анализа доказывается, что именно в этот момент общая прибыль достигает наибольших размеров (при дальнейшем увеличении выпуска предельная выручка будет меньше, чем предельные издержки). Если размер прибыли считать критерием оптимальности, то это означает: данный объем производства для предприятия оптимален.

Можно встретить тот же термин, применяемый в ином смысле: предельными издержками (замыкающими) называют себестоимость производства на замыкающем предприятии — последнем включенном в оптимальный план (те, у кого издержки выше, не попадают в такой план). Совпадение это не случайно: если рассматривать выработку отраслевого плана как решение оптимизационной задачи на минимум совокупных затрат (потребных для производства заданного объема продукции), то включение в план замыкающего предприятия как раз и приводит к равенству предельных затрат и предельного эффекта в целом по отрасли, т. е. делает план.

№11

Виды монополии

МОНОПОЛИЯ—ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной монополии — теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же монополия неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку.

Монопо́лия (от греч.— продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Рынок– это сложный механизм экономических отношений. Распределение товаров и услуг принимает на рынке вид соперничества. Каждая фирма-производитель борется за лучшие условия поставки товара и его продажи, стремится получить определенные преимущества для осуществления своей деятельности. Таким образом, основным свойством свободного рынка является конкуренция. Она осуществляет распределение произведенного продукта между экономическими субъектами. Структура рынка включает не только его субъекты и объекты! но и наличие или отсутствие монопольной власти.

Монополия характеризуется:1. одной фирмой;2. уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;3. практически непреодолимыми барьерами на вход;4. несколько ограниченным доступом к информации;5. обычный, иногда полный контроль над ценами.

Виды монополий:

- Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

- Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

- Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

- Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

2. авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;

3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

- Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Наши рекомендации