Прибыль: сущность, функции и система распределения.

Каждая фирма заинтересована в получе­нии наиболее высокой прибыли (Р).

Теория прибыли получила определенный анализ во всех эко­-ких школах.

1. меркантилисты - прибыль возникает в сфе­ре обращения в результате продажи товара по более высокой цене.

2. Физиократы - прибыль возникает только в сельском хоз-ве, где в результате плодородия создается больше продукта, чем издержки.

3. Классики (Смит, Рикардо) - прибыль создается в отраслях матер. производства. Прибыль - результат вы­чета части стоимости из продукта рабочего в пользу капиталиста.

4. Маркс - прибыль - превращенная форма приба­вочной стоимости.

В настоящее время встречаются различные трактовки прибыли:

а) прибыль - это результат производительного использования капитала;

б) прибыль - это вознаграждение предпринимателю за воз­держание от потребления капитала для личных нужд сейчас и за риск, на который идет предприниматель, ожидая, что в будущем ка­питал принесет больший доход, что даст ему большую прибыль;

в) прибыль — это вознаграждение предпринимателя за пред­принимательскую дея-ть;

г) прибыль - это результат реализации монополии как естест­венной, так и эко-кой.

Многообразие подходов и постоянное внимание к этой катего­рии еще раз подтверждает ее важность для любой фирмы, любого предпринимателя.

С практической т.з. существуют два подхода к ана­лизу прибыли:

1) бухгалтерский, согласно которому прибыль есть разница между явными издержками и выручкой;

2) эко-кий, согласно которому прибыль есть разность между выручкой, явными и неявными издержками.

Для бухгалтера прибыль - это то, что остается от общей вы­ручки после вычета платежей внешним поставщикам (сырья, мате­риалов, средств производства) и отдельным лицам - зарплаты работ­никам и менеджерам по контракту, а также платы за аренду.

Общая выручка минус бухгалтерские издержки (т.е. явные внешние, бухгалтерские) составляет бухгалтерскую при­быль.

Однако такой подход неполно хар-ет эффект предпри­нимательской дея-ти, особенно в условиях рыночной эконо­мики, когда ресурсы рассредоточены между разными фирмами, субъектами экономики.

Чтобы узнать действительную эффективность своей предпринима­тельской дея-ти, нужно сравнить реальные и возможные ре­зультаты.

Для этого необходимо из бухгалтерской прибыли:

- вычесть процент на капитал, который сегодня установлен рынком;

- вычесть ренту за землю и помещение;

- вычесть плату за управление.

Если в результате такого вычитания остается прибыль, то это и есть эко-кая прибыль.

Если эко-кая прибыль равна нулю, то это значит, что предприниматель использует свои ресурсы на уровне среднеотраслевых (рыночных), если эко-кая прибыль все-таки есть, то, зна­чит, предприниматель использует ресурсы лучше, чем среднеотраслевые.

Общая выручка - явные издержки (бухгалтерские, внешние) + неявные (альтернативные, т.е. которые могли бы быть при лучшем варианте) = эко-кая прибыль.

В рыночной экономике прибыль выполняет определенные функции.

1. Функция высвечивания ошибок, т.е. если фирма получает слишком маленькую прибыль или вообще не получает - это за­ставляет предпринимателей искать ошибки:

- в менеджменте (управление и организация);

- в рыночном участии (устарел товар);

- в технологии и т. д.

2. Стимулирующая, т.е. если индивидуальные издержки мень­ше общественно необходимых - это дает не только среднюю при­быль, но и сверхприбыль.

3. Распределительная. Суть - в процес­се распределения прибыли формируются фонды накопления и по­требления.

Разность между выручкой от продажи товаров и услуг и издержками составляет валовую прибыль.

Валовая прибыль - внешние пла­тежи (арендная плата; проценты за кредит; страховка; налоги; благо­творительные фонды) = чистая прибыль

Чистая прибыль - средства на накопления; покрытие убытков; переподготовку рабочих; социальные нужды = предпринимательская пибыль

Главное условие увеличения прибыли - мобилизация возможно­стей самой фирмы. 1) это увеличение качества, потреби­тельских свойств своих товаров. 2) это снижение издержек производства за счет:

- повышения квалификации работников;

- разработки внедрения новой технологии;

- использования новых форм организации и управления;

- изменения масштабов и видов производства;

- совершенствования службы маркетинга.

Прибыльность, доходность фирмы определяется как в абсо­лютном (денежном) выражении, так и в относительном - норме при­были.

Р’= масса прибыли__.100%

авансированный К

Наши рекомендации