Прибыль: сущность, функции и система распределения.
Каждая фирма заинтересована в получении наиболее высокой прибыли (Р).
Теория прибыли получила определенный анализ во всех эко-ких школах.
1. меркантилисты - прибыль возникает в сфере обращения в результате продажи товара по более высокой цене.
2. Физиократы - прибыль возникает только в сельском хоз-ве, где в результате плодородия создается больше продукта, чем издержки.
3. Классики (Смит, Рикардо) - прибыль создается в отраслях матер. производства. Прибыль - результат вычета части стоимости из продукта рабочего в пользу капиталиста.
4. Маркс - прибыль - превращенная форма прибавочной стоимости.
В настоящее время встречаются различные трактовки прибыли:
а) прибыль - это результат производительного использования капитала;
б) прибыль - это вознаграждение предпринимателю за воздержание от потребления капитала для личных нужд сейчас и за риск, на который идет предприниматель, ожидая, что в будущем капитал принесет больший доход, что даст ему большую прибыль;
в) прибыль — это вознаграждение предпринимателя за предпринимательскую дея-ть;
г) прибыль - это результат реализации монополии как естественной, так и эко-кой.
Многообразие подходов и постоянное внимание к этой категории еще раз подтверждает ее важность для любой фирмы, любого предпринимателя.
С практической т.з. существуют два подхода к анализу прибыли:
1) бухгалтерский, согласно которому прибыль есть разница между явными издержками и выручкой;
2) эко-кий, согласно которому прибыль есть разность между выручкой, явными и неявными издержками.
Для бухгалтера прибыль - это то, что остается от общей выручки после вычета платежей внешним поставщикам (сырья, материалов, средств производства) и отдельным лицам - зарплаты работникам и менеджерам по контракту, а также платы за аренду.
Общая выручка минус бухгалтерские издержки (т.е. явные внешние, бухгалтерские) составляет бухгалтерскую прибыль.
Однако такой подход неполно хар-ет эффект предпринимательской дея-ти, особенно в условиях рыночной экономики, когда ресурсы рассредоточены между разными фирмами, субъектами экономики.
Чтобы узнать действительную эффективность своей предпринимательской дея-ти, нужно сравнить реальные и возможные результаты.
Для этого необходимо из бухгалтерской прибыли:
- вычесть процент на капитал, который сегодня установлен рынком;
- вычесть ренту за землю и помещение;
- вычесть плату за управление.
Если в результате такого вычитания остается прибыль, то это и есть эко-кая прибыль.
Если эко-кая прибыль равна нулю, то это значит, что предприниматель использует свои ресурсы на уровне среднеотраслевых (рыночных), если эко-кая прибыль все-таки есть, то, значит, предприниматель использует ресурсы лучше, чем среднеотраслевые.
Общая выручка - явные издержки (бухгалтерские, внешние) + неявные (альтернативные, т.е. которые могли бы быть при лучшем варианте) = эко-кая прибыль.
В рыночной экономике прибыль выполняет определенные функции.
1. Функция высвечивания ошибок, т.е. если фирма получает слишком маленькую прибыль или вообще не получает - это заставляет предпринимателей искать ошибки:
- в менеджменте (управление и организация);
- в рыночном участии (устарел товар);
- в технологии и т. д.
2. Стимулирующая, т.е. если индивидуальные издержки меньше общественно необходимых - это дает не только среднюю прибыль, но и сверхприбыль.
3. Распределительная. Суть - в процессе распределения прибыли формируются фонды накопления и потребления.
Разность между выручкой от продажи товаров и услуг и издержками составляет валовую прибыль.
Валовая прибыль - внешние платежи (арендная плата; проценты за кредит; страховка; налоги; благотворительные фонды) = чистая прибыль
Чистая прибыль - средства на накопления; покрытие убытков; переподготовку рабочих; социальные нужды = предпринимательская пибыль
Главное условие увеличения прибыли - мобилизация возможностей самой фирмы. 1) это увеличение качества, потребительских свойств своих товаров. 2) это снижение издержек производства за счет:
- повышения квалификации работников;
- разработки внедрения новой технологии;
- использования новых форм организации и управления;
- изменения масштабов и видов производства;
- совершенствования службы маркетинга.
Прибыльность, доходность фирмы определяется как в абсолютном (денежном) выражении, так и в относительном - норме прибыли.
Р’= масса прибыли__.100%
авансированный К