Фискальная политика и состояние государственного бюджета.
Фискальная политика - регулирование доходов и расходов государства. Меры фискальной политики определяются поставленной целью (борьба с инфляцией, сглаживание циклических колебаний экономики). Государство регулирует совокупный спрос и реальный национальный доход с помощью государственных расходов, трансфертных выплат и налогообложения[5,с.185].
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.
Фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы государственного бюджета, а государственные закупки и трансферты его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную политику.
Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика-- политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.
Влияние фискальной политики на экономику осуществляется через государственную бюджет. Между фискальной политикой и бюджетом существует прямая и обратная зависимость - с одной стороны, государственный бюджет определяет возможности фискальной политики, с другой - фискальная политика влияет на состояние государственного бюджета. Роль бюджета в фискальной политике определяется не только его величиной. Значение имеет также его структура и соотношение между государственными мерами и расходами. Главной целью фискальной политики является стабилизация экономики. Этой цели подчиняется и государственный бюджет. Регулируя структуру и соотношение между отдельными частями государственного бюджета, фискальная политика воздействует одновременно на экономическое развитие и состояние государственного бюджета.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, что имеет силу закона.
Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государственный бюджет-главное звено бюджетной системы.
Существуют три концепции балансирования государственного бюджета:
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.
Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.
Основными функциями бюджета есть:
-перераспределение национального дохода и ВВП;
-государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение социальной политики;
-контроль образования и использования централизованного фонда денежных средств.
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социально-экономического развития страны. Кроме того, отражая экономические процессы структурных звеньев экономики, бюджет дает четкую картину поступления в распоряжение государства финансовых ресурсов от различных субъектов хозяйствования и показывает степень соответствия централизованных ресурсов государства его потребностям.