Валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции представляют собой стоимость всех средств производства, которые были потреблены в ходе производства данного года (т.е. подверглись физическому или моральному износу и требуют замены), что иначе называется амортизацией,«плюс» чистые инвестиции, т.е. любые чистые добавления к объёму капитала в экономике, имевшие место в течение данного года.

Пример.

Предположим, что в данном году было произведено инвестиционных товаров (средств производства) на сумму 700 млрд. долларов. Однако, в процессе производства ВНП данного года было потреблено (требуют замены) средств производства на сумму 500 млрд. долларов. Таким образом, валовые инвестиции составили 700 млрд. долларов, а чистые только 200 млрд. долларов. Разница между этими показателями представляет собой стоимость капитала, применённого или подвергшегося амортизации в ходе производства данного года, т.е. это 500 млрд. долларов. А на сумму 200 млрд. долларов будут пополнены запасы капитала в экономике.

Модель спроса и предложения для одного товара не даёт ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:

1). Почему вообще цены повышаются и понижаются?

2). Почему общий уровень цен остаётся относительно постоянным в одни периоды, а в другие периоды резко повышается?

3). Что определяет реальный объём национального производства, и почему в одни периоды он увеличивается, а в другие периоды быстро сокращается по сравнению с предшествующим уровнем?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок.

Это значит, что необходимо объединить тысячи цен на самые разные товары в единую совокупную цену или в уровень цен, и точно так же объединить всё равновесное количество товаров в единое целое или реальный объём национального производства. Объединение всех цен в уровень цен и всего равновесного количества товаров в реальный объём национального производства называется агрегированием. А уровень цен и реальный объём национального производства называется совокупностями или агрегатами.

В связи с этим, при построении прямых совокупного спроса и совокупного предложения следует изменить название осей координат графика: «цену за единицу товара» на «уровень цен», а «количество товара» на «объём производства».

Кривая совокупного спроса.

На данном этапе анализа принимается допущение, что кривая совокупного спроса стабильна (не смещается).

Валовые и чистые инвестиции. - student2.ru

Из рисунков видно, что кривая совокупного спроса AD отклоняется вниз и вправо точно так же, как кривая спроса на отдельный товар D. Но причины такого отклонения у кривых AD и D разные. Для кривой спроса на отдельный товар D причинами являются эффекты «дохода и замещения». Это значит, что при увеличении цены какого-либо товара, потребители всегда могут купить родственный ему товар (аналогичный), потому что он теперь относительно дешевле. А это будет означать, что покупательная способность денежного дохода потребителей не изменится. Следовательно, кривая спроса на отдельный товар D предполагает постоянные доходы потребителей.

Однако, «эффектами дохода и замещения» нельзя объяснять характер кривой совокупного спроса AD.

Т.е. принцип «один товар дешевле другого» в данном случае не применим, т.к. речь идёт о совокупностях, об изменении уровня цен в целом. Это означает, что смещение кривой AD вниз указывает на уменьшение цен, и, следовательно, на увеличение реальных доходов потребителей.

Смещение по кривой AD вверх указывает на увеличение уровня цен, и, следовательно, на уменьшение реальных доходов потребителей.

Таким образом, кривая совокупного спроса AD предполагает изменяющиеся доходы потребителей.

Замечание.

Следует отметить, что «модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов» говорит о том, что повышение уровня цен не обязательно должно означать уменьшение общего номинального дохода страны, потому что более высокие цены, уплаченные потребителями за товары и услуги, вернуться к ним же, но уже как к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов, т.е.

более высокого уровня заработной платы, ренты, процентов и прибыли. Таким образом,траекторию кривой совокупного спроса AD определяют следующие факторы:

- эффект процентной ставки;

- эффект богатства;

- эффект импортных закупок.

Эти факторы имеют одну общую черту- являются ценовыми факторамисовокупного спроса. Это значит, что они изменяются, когда изменяется уровень цен, и, в свою очередь приводят к изменению спроса на реальный объем национального производства.

Валовые и чистые инвестиции. - student2.ru Валовые и чистые инвестиции. - student2.ru Изменение уровня цен Изменение ценового фактора Изменение СОВОКУПНОГО СПРОСА.

Эффект процентной ставки».

Этот эффект определяется воздействием изменяющего уровня цен на процентную ставку и, следовательно, на потребительские расходы и инвестиционные расходы предприятий. При повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и капиталовложений.

Уточнение:

Анализируя стабильную кривую совокупного спроса, исходим из допущения о том, что объем денежной массы в экономике является постоянным.

Когда уровень цен повышается, то потребителям и предприятиям требуется больше денег для соответствующих расходов. Иначе говоря, увеличивается спрос на деньги, а при неизменном объёме денежной массы увеличение спроса на деньги ведёт и к росту цены денег (цены за использование денег). А эта цена и есть процентная ставка. При возросших процентных ставках потребители и предприятия сокращают свои расходы, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Вывод:

Таким образом, рост уровня цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение совокупного спроса на реальный объем национального производства.

Эффект импортных закупок».

Объёмы экспорта и импорта данной страны зависят кроме всего прочего от соотношения уровня цен в данной стране и за рубежом. При повышении уровня цен в стране, объем её экспорта уменьшится, а импорта увеличится. Тем самым сократится чистый объем экспорта в совокупном спросе данной страны. И, наоборот, при уменьшении цен в стране, объем импорта уменьшается, а экспорта увеличивается.

Вывод:

Таким образом, при повышении уровня цен в стране «эффект импортных закупок» вызовет сокращение чистого объема её экспорта, но сравнительное уменьшение цен в стране приведёт к росту чистого объема её экспорта.

Неценовые факторы совокупного спроса.

 
  Валовые и чистые инвестиции. - student2.ru

Таким образом, анализ кривой совокупного спроса показал, что изменение в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, государства, иностранцев, которые (затраты) дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен «при прочих равных условиях» вызывает сокращение спроса на реальный объем национального производства, а уменьшение уровня цен «при прочих равных условиях» приводит к росту совокупного спроса на реальный объем национального продута. На рисунке это соотношение представлено движением точек А и В по стабильной кривой совокупного спроса АD1. Если же одно или сразу несколько из этих «прочих условий» меняются, то вся кривая смещается. А эти «прочие условия» и есть неценовые факторы совокупного спроса.

Таким образом, чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска, необходимо отличать «изменения в объеме совокупного спроса» на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от «изменений в совокупном спросе», вызванных изменением неценовых факторов, которые приводят к смещению всей кривой.

Смещение кривой совокупного спроса вправо (вверх) от АД1 до АD2 указывает на увеличение совокупного спроса, то есть теперь отечественные и зарубежные потребители, предприятия и государство будут покупать больший реальный объем национального продукта, чем раньше при данном уровне цен. Смещение влево (вниз) от AD1 к АD3 указывает на уменьшение совокупного спроса, то есть объем покупок при данном уровне цен будет меньше, чем раньше.

Таким образом, указанные изменения в совокупном спросе происходят в том случае, когда меняются неценовые факторы.

Наши рекомендации