Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету.

Любые меры фискального воздействия предполагают влияние на сайдах государственного бюджета. Состояние государственного бюджета определяется следующим: 1)Если доходы=расходам ,то бюджет сбалансирован 2)Если доходы больше расходов, то профицитный. 3)Если расходы больше доходов, то дефицит.

1)D(T)=P(G)

2)D(T)>P(G)

3)D(T)<P(G)

В случае если правительство изменит величину государственных расходов, при постоянном фискальном давлении(есть налоговая ставка f),то происходит изменение объемов национального производства, что в свою очередь приводит к изменению налогового поступления бюджета.

Сальдо бюджета неравно изменению величины государственных расходов.

Сальдо бюджета изменится на величину меньшую, чем дельта G

1)Если правительство изменит величину налогов, при постоянном фискальном давлении

MT=1- Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету. - student2.ru

Уменьшение налогов стимулирует производителей к увеличению объемов национального производства. Это в свою очередь увеличивает доходы и поток налогового поступления в бюджет. Это меняет сальдо бюджета на величину меньшую, чем дельта T

С точки зрения влияния мультипликатора на величину национального производства простой расходный мультипликатор сильнее налогового. С точки зрения влияния на сальдо государственного бюджета, сильнее налоговый мультипликатор.

Правительство также может изменить t(ставка налогообложения)

Например, снижение налоговой ставки приводит к потере доходной части бюджета, кроме того создаются стимулы для увеличения производства, что в свою очередь увеличивает налоговое поступление в бюджет. Здесь также действует мультипликатор и он будет

MTB=1- Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету. - student2.ru

Любое фискальное воздействие предполагает не только изменение сальдо государственного бюджета, но и изменение объемов национального производства, поэтому правительство одновременно рассматривает 2 проблемы:1)Достижение уровня полной занятости 2)Сбалансированность бюджета

В теории выделяют несколько концептуальных подходов сбалансированного бюджета 1)Концепция ежегодного сбалансирования бюджета(неоклассическая концепция финансов)2)Кейнсианская концепция балансирования бюджета на циклической основе 3)Концепция «функциональных финансов»

Концептуальные подходы к сбалансированию бюджета1)Концепция ежегодного балансирования бюджета 2)Концепция балансирования государственного бюджета на циклической основе 3)Концепция «функциональных финансов»

Практика показывает, что проведение фискальной политики приводит как правило к дефициту бюджета. При этом эффективность фискальной политики во многом зависит от того как фиксируется дефицит государственного бюджета.

Основными способами финансирования бюджета является:1)Эмиссия 2)Осуществление государственных займов( у других государств, у населения)

Внутренние займы( у населения) 1)Не ведет к инфляции (т.к. денежная масса не меняется) 2)Быстрый способ(т.к. население охотно покупает ценные бумаги).

Внешние займы: 1)Возможность получения крупной суммы

.

Причины возникновения государственного долга:1)Хронический дефицит государственного бюджета 2)Превышение ростов темпа государственных расходов над государственными доходами 3)Дискриционная фискальная политика 4)Привлечение не иностранных государств с целью поддержания валюты

Последствия государственного долга: 1)Сокращение объемов национального потребления 2)Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики 3) Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета 4)Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций

Существует другая точка зрения по поводу проведения фискальных мер .

Эти неоклассические концепции «экономика предложения» Неоклассики считали, что более активной силой влияющей на уровень инфляции и безработицы является производство и создание для производителей льготных условий.

Кейнс: ФП-AE

Y

Неокл: ФП-AS-Y

В соответствии с этим действенным фактором на совокупное предложение будет снижение налогов(разумная система налогообложения ) при этом используются достижения Лаффера, который вывел зависимость между уровнем налогообложения и налоговыми поступлениями в бюджет. Он считал. что по мере роста налоговая ставка(t) поступления в бюджет увеличиваются и достигают максимума, а затем падают ,не смотря на рост налоговой ставки.

Падение налоговых доходов связано с тем. что высокие процентные ставки сдерживают экономическую активность, а следовательно снижают налоговую базу. Кроме того, часть производителей уходит « тень», скрывая свои доходы.

Налоговые стимулы могут оказать свое стимулирующее воздействие на экономику лишь в долгосрочном периоде. И это во многом зависит от чувствительности экономики к изменению налоговой ставки.

1)Кейнс

2)Неок

В 60-е годы 20 века формируется новый взгляд на фискальную политику. Целевым ориентиром становятся долгосрочные цели, и в частности достижение уровня полной занятости и ликвидации разрыва ВВП. Для оценки долгосрочных фискальных мер используют понятие " бюджетный излишек или бюджетный дефицит при полной занятости»

Бюджетный излишек (дефицит) при полной занятости показывает состояние государственного бюджета в условиях полной занятости ресурсов. Такой бюджет называется также структурным.

Возможно 2 состояния структурного бюджета:1)Структурный излишек 2)Структурный дефицит

Чтобы выяснить на сколько спад или подъем в экономике оказали воздействие на состояние бюджета используют понятие циклического бюджета(циклический излишек или циклический дефицит»

Дельта B цикл.= Дельта B факт-B структур.

Дельта B+структурный излишек

Дельта B-структурный дефицит

Дельта B цикл.-состояние бюджета при спаде или подъеме экономики.

В случае если изменится величина государственных расходов или налогов. То изменится и сам бюджет при полной занятости.

Наши рекомендации