Организация и управление транспортным хозяйством

Работа современного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами, так и внутри его. Внутри завода производится транспортировка материальных ценностей с общезаводских складов в цеха, из цехов в цеха, из цехов на общезаводские склады (межцеховая транспортировка). Внутри цехов заготовки, детали, сборные единицы и т.д. перемещаются с участка на участок и от одного рабочего места к другому (внутрицеховые перевозки).

Структура транспортного хозяйства зависит от характера выпускаемой продукции, состава цехов, типа и масштабов производства. На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, непосредственно подчиненный заместителю директора по общим вопросам. В составе транспортного отдела выделяют бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое и учета.

Планово-экономическое разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан); определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ; рассчитывает потребность в транспортных средствах, потребность в кадрах, фонд з/п; составляет смету затрат по транспортному и т.д.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и оперативному регулированию работы транспорта.

Техническое бюро осуществляет техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы; формирует альбом чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запчастей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета — паспортизация всех видов транспортных средств, осуществление бухучета и отчетности по транспортному хозяйству.

Транспортный цех — материальная база транспортного хозяйства. Укомплектован цех различными видами транспортных средств, которые осуществляют внешние и межцеховые перевозки.

Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств.

Для расчета потребности в транспортных средствах и последующей организации их работы необходимо определить грузооборот завода и цехов, грузопотоки, а также номенклатуру транспортных грузов. Грузооборотзавода (цеха) — число груза, подлежащее перевозке за определенный плановый период времени (год, квартал, месяц и т.д.). Грузовым потоком называется число грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и разгрузки. Расчет грузооборота завода производится на основе шахматной ведомости.

Схема грузопотоков завода составляется на основе шахматной ведомости и показывает распределение и направление движения грузов по цехам и складам, а схема грузопотоков цеха показывает распределение и направление движения грузов по участкам и цеховым кладовым. Перевозка грузов может производится по разовым и по постоянным маршрутам. Разовые маршруты случайны как по направлению, так и по количеству транспортируемого груза. Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям, выбираемым с учетом грузопотока исходя из шахматной ведомости. Эти маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, двусторонними, и веерными.Кольцевые устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных

Организация работы транспортного хозяйства определяется планом производственно-хозяйственной деятельности. Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана (транстехплана) с разбивкой по кварталам. Транстехплан включает:

- производственную программу перевозок; - план по труду;

- лимит материально-технического обеспечения; - план по себестоимости транспортных работ;

- план организационно-технических мероприятий; - сводку ТЭП.

При разработке транстехплана определяется: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных операций; потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах; потребность в кадрах и фонд з/п; потребность в топливе и смазочных материалах; объем ремонтн ых работ.

Кроме того составляется смета цеховых расходов.

Калькуляция себестоимости ведется на 1т транспортного груза и на 1т погрузочно-разгрузочных работ.

Оперативно-календарное планирование транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. В зависимости от типа производства организация и сменно-суточное планирование транспортных работ изменяются. В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются стабильными. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам на основе шахматной ведомости, а работу транспортных средств по постоянному графику. В серийном производстве грузопотоки менее устойчивы, поэтому перевозки грузов организовываются как по постоянным маршрутам, так и по разовым.

В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточные задания составляются на основе заявок.

Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов.

В сводку ТЭП включаются:

1) коэффициент использования парка транспортных средств по времени;

2) коэффициент использования пробега;

3) коэффициент использования тоннажа;

4) стоимость одного машинного часа;

5) себестоимость перевозки одной тонны груза;

6) расходы энергии, топлива;

7) расходы смазочных и обтирочных материалов.

Наши рекомендации