Организация и управление ремонтным хозяйством

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают по­стоянную эксплуатационную готовность технологического обо­рудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов и служб заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.

В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность обору­дования восстанавливается путем его ремонта. Организация и управление ремонтом составляют основное содержание произ­водственного менеджмента в производственной инфраструкту­ре предприятия.

Основными задачами ремонт­ного производства предприятия являются:

· поддержание технологического оборудования в постоянной эксплутационной готовности и его обновление;

· увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;

· совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

· снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.


Эти задачи решаются путем:

· разработки рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрес­сирующего износа и аварий;

· своевременности качественного планово-предупреди­тельного ремонта оборудования;

· модернизации устаревшего оборудования;

· повышения организационно-технического уровня ре­монтного производства.


Эффективность ремонтного хозяйства зависит как от качества технологического оборудования, закладываемого на стадиях стратегического маркетинга и реализуемого на стадии производства, так и от уровня организации работы ремонтного хозяйства в сфере потребления оборудования.

Ремонт основных фондов на крупных и средних промыш­ленных предприятиях выполняют следующие самостоятельные службы: главного механика, главного энергетика. Все эти службы образуют ремонтное производство (хозяйство) предприятия. На неболь­ших предприятиях, в зависимости от объема ремонтных работ, может создаваться единое ремонтное хозяйство (служба) или другие варианты их объединения. Основной объем ремонтных работ выполняет служба главного механика - ремонтно-механическая служба (РМС). Организационная структура РМС определяется в зависимости от объема ремонтных работ, специфики оборудования и его размещения, принятой формой организации ремонта.

В зависимости от размеров предприятий и характера произ­водства применяются следующие организационные структуры управления ремонтными службами:

· децентрализованные;

· сме­шанные;

· централизованные.

В основе составления плана ППР лежат нормативы и структура ремонтного цикла, предусмотренные единой систе­мой ППР. В ней определены структура и продолжительность ремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых перио­дов, категории сложности ремонта и нормы трудоемкости ра­бот, расхода материалов. Ремонтные работы ведутся в строгой последовательности. Объем и порядок их очередности зависят от длительности службы отдельных деталей и узлов.

Единая система ППР предусматривает определенную структуру ремонтных циклов по группам оборудования с уче­том назначения, сложности и условий эксплуатации.

Планирование ремонта оборудования осуществляется в такой последовательности. Определяется общий объем ре­монтных работ, составляются календарные графики его хода, рассчитываются трудоемкость, численность, производитель­ность труда и фонд заработной платы работников, количество и стоимость необходимого оборудования, запчастей и мате­риалов.

Годовой объем ремонтных работ по предприятию может быть рассчитан по видам ремонта в условных единицах и в нормативной трудоемкости. Объем ремонтных работ определяется и по планово-расчетным ценам, исходя из цены на ремонтную единицу.

Планирование ремонтных работ во времени ведется путем составления плана-графика по каждому цеху. Занимается этим отдел главного механика. Графики согласуются с начальника­ми цехов и утверждаются главным инженером. По каждому оборудованию план-график ремонта разрабатывается на основе вида и времени последнего ремонта, структуры ремонтного цикла, длительности межремонтного периода, групп ремонт­ной сложности и нормативов трудоемкости.

Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:

1. в области организации производства – развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;

2. в области планирования воспроизводства ОПФ – применение научных подходов и методов менеджмента;

3. области проектирования и изготовления запасных частей – унификация и стандартизация элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;

4. в области организации работ – соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и ЭВМ;

5. в области технического надзора, обслуживания и ремонтов ОПФ – развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механического цеха, усиление мотивации качественного труда и др.

Наши рекомендации