Производственно-хозяйственная деятельность
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно0натуральные измерители. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. За отчётный год принят 2011 год, базовый – 2009 год. Результаты анализа изображены в табличной форме (таблица 19) и графически (рисунок 8).
Таблица 19
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства, тыс. руб. | Темп роста, % | Объем реализации, тыс.руб. | Темп роста, % | ||
базисный | цепной | Базисный | цепной | |||
248,41 | 248,41 | 290,45 | 290,45 | |||
281,26 | 113,23 | 254,08 | 87,48 |
По таблице 19 видно, что объем производства продукции увеличился на 281,26% по сравнению с 2009 годом при среднегодовом темпе роста объёма производства продукции 167,7%. В 2010 году, наблюдается резкий рост объема производства и реализации товарной продукции, это связано с увеличением контрактов на поставку продукции на внешний и внутренний рынок.
Рисунок 8 – Динамика производства и реализации продукции
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по данным представленным в таблице 3. На объем реализации продукции влияет: - изменение объема производства продукции; - изменение остатков нереализованной продукции.
Таблица20
Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции в действующих ценах, тыс.руб.
Показатели | Базисный год | Отчетный год | Отклонения (+,-) | Темп роста, % | |||
план | факт | От базисного | От плана | По плану | факт | ||
1.Объем производства продукции | -4240318 | 434,96 | 281,26 | ||||
2.Выручкаот реализации продукции | -2273336 | 354,95 | 254,08 | ||||
3.Изменение остатков нереализованной продукции (1-2) | -1966982 | 80,01 | 27,18 | ||||
4. Доля изменения остатков нереализованной продукции (3/1*100), % | 18,31 | 33,33 | 26,20 | 30,55 | 46,39 | 18,39 | 9,66 |
По данным таблицы 20 можно сказать, что, что фактический объем производства за период 2009-2011гг. имеет отклонение от планового значения на 62,1%, а объем реализованной продукции – на 35,21%, план не выполняется. Невыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что приведет к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.
В связи с тем, что наблюдается увеличение остатков нереализованной продукции в 2011 по сравнению с 2009 годом с 505 036 тыс.руб. до 2 033 018 тыс.руб, происходит рост себестоимости продукции, а следовательно и цены реализации.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Анализ ритмичности (таблица 21), рассчитываемого путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, в нашем случае это квартал, но не более планового их уровня. Для данного вида анализа были приняты значения базисного года.
Таблица 21
Анализ ритмичности работы предприятия в течение года
Наименование показателя | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Итого за год | Среднеквартальный объем | |||||
сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | ||||
Выручка от реализации, тыс.руб, в т.ч. | |||||||||||
-по плану | 23,46 | 23,75 | 23,76 | 29,03 | 8 000 000 | ||||||
-по факту | 25,33 | 27,75 | 21,92 | 5 726 664 | |||||||
Выполнение плана | 0,15 | 0,15 | 0,4 | -71 | |||||||
Зачтено в выполнение плана по ритмичности | 1,54 | 1,58 | 3,99 | -7,11 | |||||||
Коэффициент ритмичности | 96,01 | ||||||||||
По таблице 21 можно сказать, что фактически наименьший выпуск товарной продукции приходится на первый квартал 2009 года (удельный вес составил 17,9%), а наибольший – на третий (удельный вес – 33,9%), в этом же квартале наблюдается выполнение плана (2,3%), в остальной период удельный вес составил отрицательный %. По результатам анализа таблицы 2 был выявлен рост остатков нереализованной продукции, причиной тому послужила неритмичность работы предприятия. Выпуск продукции осуществляется неравномерно, график объема производства и реализации, предусмотренных планом, не выполняется. По произведенным расчетам коэффициент ритмичности составил 0,976 (или 97,6%). Так как полученное значение меньше 1, это говорит о неритмичности работы предприятия. Это отрицательно сказывается на работе оборудования, все это приводит к снижению качества продукции, увеличению объема незавершенного производства и сверхплановых остатков готовой продукции на складах, в связи с этим замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в 1 квартале 2009 года рабочим платят за простои, а в 3 квартале – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Маркетинг
Маркетинг играет организационную роль в производственной сфере экономики. Словом, о чём бы мы ни заговорили сегодня, везде присутствует маркетинг, так как нет смысла производить продукт, который нельзя будет продать на рынке. Маркетинг определяется как: - функция управления, стоящая в начале цикла (исследование рынка); - функция управления, стоящая в конце цикла (сбыт);
На предприятии нет выделенного отдельно маркетингого отдела, решением нижеперечисленных вопросов занимается планово – экономический отдел и отдел сбыта:
• Постоянный мониторинг рынка и анализ всей внешней среды (ближнего и дальнего окружения) с целью определения возможных направлений развития предприятия (фирмы) в перспективе.
• Организация постоянного сбора, хранения и обработки данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия.
• Определение номенклатуры товаров для производства, которые найдут сбыт на рынке, а также потребительных свойств этих товаров.
• Разработка товаров рыночной новизны.
• Определение наступления стадии спада по морально устаревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка.
• Разработка рыночных стратегий развития предприятия и планов конкретных действий по продвижению товаров на рынок.
• Контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечивающих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта.
• Создание систем внешних коммуникаций, проведение рекламных кампаний, организация связей с общественностью.
• Разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта и рекомендаций по их выполнению.
• Участие в создании и развитии миссии фирмы (предприятия), формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа.
Маркетинговая среда любого предприятия слагается из микросреды и макросреды.
Структура маркетинговой среды ОАО «КумАПП» представлена на рис. 9
Рисунок 9- Маркетинговая среда ОАО «КумАПП»
Микросреда ОАО КумАПП
Поставщики
Чтобы наладить выпуск винтокрылой машины общество должно закупать материалы полуфабрикаты и готовые изделия, рабочую силу, оборудование, электроэнергию, тепло, воду и прочие товары, которые необходимы для продолжения его функционирования. А значит тесно работать со своими поставщиками. Эту работу на ОАО «КумАПП» взяли на себя отделы №52 и №53 в обязанности, которых входит обеспечение всеми необходимыми для производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и бесперебойной работы производства.
А так же в их должностные обязанности входит подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласования с поставщиками изменения условий заключённых договоров, обеспечение контроля за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий на предприятии.
Их работа по закупкам складывается на основании контрактов - заказов и планов общества.
Кумертауский завод обеспечивают сегодня комплектующими изделиями 150 предприятий-поставщиков из России и зарубежных стран.
Поставщиками готовых изделий или сокращённо ПКИ являются: ОАО ВНП «Авитек» г. Киров которые поставляют изделие Лебёдку СЛГ-300, ОАО «Электроприбор» г.Воронеж поставляет ПВД-6М приёмник воздушного давления, ОАО «Завод Лентеплоприбор» г.Санкт –Петербург поставляет заводу УВПМ1-144, УВПМ-125,УВПМ-129-Устройство программно-временное микроэлектронное и многие другие изделия необходимые для окончательной сборки вертолёта.
Внутри республики устойчивая кооперация сложилась прежде всего с уфимскими заводами — УМПО, «Гидравликой», УАПО, УППО. На будущее у руководства предприятия есть одобренные Правительством РБ планы развивать по максимуму кооперацию внутри Башкортостана.
Предприятие работает с такой большой компанией, как «Мечел» она является одной из ведущих российских компаний. Бизнес «Мечела» состоит из четырех сегментов: горнодобывающего, металлургического, ферросплавного и энергетического, включающие в себя предприятия в 12-ти регионах России, а также в США, Казахстане, Румынии, Литве и Болгарии. «Мечел» объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких переделов, тепловой и электрической энергии. Также в состав «Мечела» входят три торговых порта, и собственный транспортный оператор. Продукция «Мечела» реализуется на российском и на зарубежных рынках. Наше предприятие закупает металл для производства винтокрылых машин.
Конкуренты
Одним из важнейших факторов повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономический субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса.
Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов.
В обществе ведется постоянная работа по обеспечению конкурентоспособности продукции и её качества. Конкурентоспособность можно обеспечить различными методами. Наиболее очевидным для ОАО Кум АПП является снижение издержек производства ниже уровня издержек у конкурента. Однако это не единственный метод. Есть и другие методы:
1. Лидерство по минимуму затрат.
2. Технические характеристики продукции.
3. Надежность изделия.
4. Прочность изделия.
5. Скорость доставки.
6. Гарантированное время доставки.
7. «Индивидуализация» изделий по требованиям заказчика.
8. Внедрение продукции на рынок.
9. Гибкое регулирование объема.
Предприятия- конкуренты, вертолётостроительной отросли:
ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля ",ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" ,ОАО "Казанский вертолетный завод" ОАО "Роствертол" ОАО "Арсеньевская Авиационная Компания "ПРОГРЕСС" им. Н.И. Сазыкина" ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод"
Оренбургское Производственное Объединение «Стрела»
Нашим конкурентом частично можно считать Оренбургское Производственное Объединение «Стрела» потому, что оно занимается впуском вертолётов серии Ка-226 .
хотя лопасти и еще некоторые комплетующие на винтокрылую машину они приобретают у нашего предприятия.
В этом случае можно сделать вывод что ПО «Стрела» является незначительным конкурентом нашего предприятия.
Но вертолёты серии Ка-32, Ка-31, Ка-27, Ка-28 по лётно-техничеким характеристикам выпускаемые на КумАПП не имеют аналога.
ОАО Казанский вертолётный завод.
Всего завод поставил свыше 10.000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций более чем в 80 стран мира.
В 2006 году завод произвёл 35 вертолётов. В 2007 году — 33 вертолета, включая один «Ансат» и 32 Ми-8/17.
В 2008 году произведено 58 вертолетов (56 Ми-8/17 и два «Ансата»).
В 2009 году 85 вертолетов (79 Ми-8/17 и шесть «Ансатов»)
Посредники
Не достаточно произвести качественный товар. Он должен найти своего покупателя и не просто найти, а завоевать. Посредники т.е. помощники по продажам производимого товара предприятием.
Нашими помощниками по продажам являются такие предприятия и компании как ОАО «Камов», Холдинг «Вертолёты России», «Ростехнология», «Оборонэкспорт», «Техпромсервис»
ОАО «Вертолёты России» — российский вертолетостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. ОАО «Вертолёты России» является дочерней компанией ОАО ОПК «Оборонпром
», входящего в состав Государственной корпорации «Ростехнологии ».В числе ближайших актуальных задач холдинга «Вертолёты России» — вывод на рынок новых моделей среднего и легкого классов. Это поможет российскому вертолетостроению увеличить глобальное присутствие. По прогнозам, «Ансат», Ка-226Т, Ка-32, Ка-3211ВС, Ка-31,Ка-27 смогут эффективно расширить географию продаж.
Проект Ка-226Т получил первый и пока единственный в «Вертолёты России» инвестиционный кредит. Предполагается, что после вывода на рынок этих вертолетов существенно изменится нишевая составляющая, которая пока тяготеет к машинам тяжелого класса.
Клиентура
Можно сказать одним словом – это наши заказчики и потребители винтокрылых машин. Экспорт российских вертолетов в этом году вырос почти на треть.
ОАО КумАПП, входящее в вертолетостроительный холдинг под управлением ОАО "Вертолеты России", изготовило партию противолодочных вертолетов Ка-28, предназначенную для ВМС Китайской Народной Республики.
Холдинг "Вертолеты России" совместно с ОАО КумАПП поставит гражданским операторам Индии в 2011-2012 гг. вертолеты двух типов
МЧС России заказало пять многоцелевых вертолетов Ка-32А11ВС и три вертолета Ка-32А с медицинскими модулями.
Обществом заключены договора на поставку винтокрылых машин на 2011, 2012, 2013года которые приведены в таблице 22
Таблица 22 - Договора на поставку вертолётов
Заказчик | Тип вертолёта | |||
МЧС России | Ка-32 11ВС | |||
Азербайджан | Ка-32А | |||
Испания | Ка-32 11ВС | |||
Авиализинг | Ка-31 | |||
Португалия (Ангола) | Ка-32 11ВС | |||
МЧС Китай | Ка-28 | |||
LGI | Ка-32 11ВС | |||
Китай | Ка-226, Ка-226Т | |||
Кувейт | Ка-226Т | |||
МОВС РФ | Ка-226Т | |||
МВД РФ | Ка-226Т | |||
ФСБ РФ | Ка-226Т |
Особенно перспективным для рынка считаются легкие многофункциональные вертолеты Ка-226, Ка-226Т, которые могут применяться для осуществления высотного монтажа, доставки спасателей в труднодоступные районы, экологического мониторинга и тушения масштабных и локальных пожаров.
Большой интерес вызывают различные модификации многоцелевого вертолета Ка - 32, в частности, его пожарные, поисково-спасательные версии, а также летающий кран Ка-32.
Из таблицы видно, что у предприятия есть заказы на выпускаемую продукцию, а это означает оно дееспособно и развивается.
Контактные Аудитории
Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки, инвестиционные компании, ОАО «КумАПП» работает с таким крупным банком, как Сбербанк России.
Контактные аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. В первую очередь это газеты, журналы, радиостанции и телецентры. В обществе существует своя газета «Рабочая жизнь», в которой отражаются планы, жизнь и работа трудового коллектива. В интернете есть официальный сайт ОАО «КумАПП» на котором рассказано о нашем обществе это своего рода реклама, которая позволяет знать миру о существовании винтокрылых машин.
Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере.
Контактная аудитория- Администрация города. Общество оказывает материальную помощь творческим коллективам, спортсменам городу и т.д.
На базе общества существует авиа клуб «Орленок», а также клуб имени Палатникова. Общество активно работает с профсоюзной организацией. Профсоюз в свою очередь оказывает материальную помощь работникам в виде средств, а также путевок в оздоровительные учреждения: ДОЛ «Ласточкина гнездо», профилакторий «Березка».
Макросреда ОАО «КумАПП»
Таблица23
Демографические показатели по республики Башкортостан и г.Кумертау
Числен- ность | Родилось | Умерло | Естественный прирост, убыль (-) | Миграция населения, человек 2 | ||||||
на 1.01. 2011, человек | человек | в расчёте на 1000 населения | человек | в расчёте на 1000 населения1 | человек | в расчёте на 1000 населения1 | прибыло | выбыло | прирост, убыль (-) | |
По республике | 14,0 | 13,4 | 0,6 | |||||||
Кумертау | 11,9 | 13,3 | -90 | -1,4 | -28 |
Таблица 24- Население Города Кумертау
Год | Население |
30,9 | |
44,4 | |
51,9 | |
64,3 | |
65,0 | |
62,4 | |
66,8 | |
67,1 |
Из выше приведённой таблицы следует, что население нашего города увеличивается, но это не означает, что на предприятии избыток рабочей силы. В Обществе трудится 4400 человек из них основные производственные рабочие 1200 чел., большая часть работников среднего и предпенсионного возраста, молодёжь ещё не окрепла в своих знаниях и навыках, хотя на предприятии созданы условии для повышения уровня знаний.
В городе находится Высшее учебное заведение такое, как Кумертауский филиал Уфимского государственного авиационного университета, которое активно контактирует с ОАО «КумАПП» и готовит специалистов для дальнейшей работы в обществе.
К сожалению, уровень заработной платы не соответствует уровню жизни, по этой причине молодёжь в поисках более высокооплачиваемой работы покидает город, а общество теряет молодых специалистов.
Политический фактор
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.
ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", является стратегическим объектом и специализируется на производстве вертолетов соосной схемы. Выпускает все типы вертолетов для ВМФ России семейства Ка-27, Ка-31. Выпускает гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, а также новые вертолеты Ка-226 и Ка-226Т. Совместно с ОАО "Камов" предприятие постоянно совершенствует серийные машины Ка-226 и все семейство вертолетов Ка-27 и Ка-32.
Необходимые задачи в политике для общества – урегулирование таможенных отношений между Россией и другими странами, введение новых норм сертификации продукции.
Экономический фактор
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.