Рыночный механизм формирования цены. Количественная и качественная характеристика спроса и предложения. Равновесная цена.
Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот. Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эту зависимость можно изображать на графике в виде кривой спроса d1, где Р — цена, Q — количество, величина спроса, d — спрос.
Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.
Выводы:
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
К неценовым факторам относятся:
• потребительские вкусы;
• число покупателей;
• доход покупателей;
• цены на сопряженные товары;
• ожидания.
Для определения чувствительности одного из факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность». Мерой эластичности называется коэффициент эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%)
Ke = процент роста Q / процент падения P
Каждая реакция потребителя порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
• Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.
• Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
• Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров. Качественные товары имеют положительную эластичность, т.к. рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные — отрицательную, т.к. рост доходов снижает на них спрос.
Предложение — это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого
продукта называется законом предложения.
Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S — предложение, Р — цена, Q – количество.
Выводы:
1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.
Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.
1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.
2. Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в пункте 1.
3. Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.
4. Цены на другие товары. Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения Ке = относит.изменение Q(%) / относит. Изменение P (%)
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения. По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.
В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной.
В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.
Спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены. Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и предложения», когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии (см. рис). Пересечение линий спроса и предложения называют «крестом Маршалла».
P(цена)
Q(количество)
Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой (на рис. равновесная цена = 20 единицам). В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. Так если цена будет выше равновесной (25 единиц), то произойдет превышение предложения над спросом и как результат — затоваривание. Обратная ситуация приведет к дефициту. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.
Следует различать частичное и общее равновесие рынка.
Частичное равновесие— это ситуация, когда ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.
Общее равновесие— это ситуация, когда целая система взаимосвязанных цен в определенный момент оказывается в равновесии.\
Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Понятие эластичности показывает быстроту реакции спроса и предложения на изменение цен.
Спрос – это предложение на рынке потребностей в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и денежным эквивалентам.
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
, где - эластичность спроса по цене; - изменение объема спроса в %; - изменение цены в %.
Различают следующие типы эластичности:
1. Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed=∞).
2. Эластичный спрос, когда объем спроса в % изменяется быстрее, чем изменяется цена в % (Ed>1).
3. Единичная эластичность (Ed=1).
4. Неэластичный спрос, когда объем спроса в % изменяется медленнее, чем изменяется цена в % (Ed< 1).
5. Совершенно не эластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed= 0).
Предложение – это желание что-либо продать; действует со стороны продавца.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
, где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %.
Различают п
ять вариантов эластичности предложения.
1. Es =∞. Полностью эластичное предложение
2. 1<Es< ∞. Относительно эластичное предложение
3. Es =1.Единичная эластичность
4. 0<Es<1. Относительно неэластичное предложение
5. Es = 0. Жесткое предложение
Эффект дохода и эффект замещения. При исследовании проблемы спроса и предложения на макроуровне важное значение имеют два известных в экономической теории явления: эффект дохода и эффект замещения. Вначале рассмотрим проявление этих эффектов на рынке товаров и услуг.
Эффект доходасостоит в том, что при снижении цены на один из потребляемых продуктов произойдет «высвобождение» за счет этого определенного количества денег у потребителя, которые он может использовать на дополнительное потребление других, не изменившихся в цене продуктов. В результате за счет понижения цены одного товара доход человека как бы возрастает, что позволяет увеличить спрос.
Эффект замещенияотражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цены на один товар при неизменном их уровне на другие означает, что произошло относительное удешевление последних, так как потребитель начинает замещать относительно дорогие более дешевыми товарами