Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса

Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Характеризует, но не совпадает полностью.

Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Таким образом, спрос –это платежеспособная потребность в каком либо товаре или услуге.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Еслииндивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общийрыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Дляпрактической оценки рыночного спроса используют самые разнообразные методы, среди наиболее распространенных можно назвать:

· опрос потребителей, позволяющий выявить их предпочтения и возможности;

· рыночный эксперимент, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях;

· статистический метод, при котором исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени и т.д.

Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.

Величина спроса (Qd, quantity of demand) – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называетсяценой спроса (Рd).

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называютфункцией спроса.

Мы знаем, что важнейшим фактором, определяющим спрос, является цена. Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то функции спроса от цены будет выглядеть так:

Qd = Qd(Рi),

где Qd – величина спроса на товар i;Рi – цена товара i.

Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственнообратной функцией спроса и имеет вид:

Рi = Рd(Qd).

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами:

· табличным

Таблица 1.1 – Потребительский спрос на рынке бытовых пылесосов

Цена, у.е.
Величина рыночного спроса, тыс. шт.

· аналитическим (через составление уравнения), например,

Qd = а – bРi

(для линейной функции спроса)

или

Qd = c(Pi)-e,

(если функция является степенной),

где а, b, с, е – соответствующие коэффициенты;

Рi – цена товара i;

· графическим

Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рис. 1.1).

Для построения кривой спроса отложим цены на оси ординат, а количество товаров (величину спроса) на оси абсцисс и получим искомый график. Обратное расположение параметров связано с тем, что автор первого учебника по экономической теории, английский экономист Альфред Маршалл, рассматривал в качестве базовой функцию цены от спроса (то, что мы называем сегодня обратной функцией спроса). Современная экономическая теория оперирует прямой функцией, но графическое изображение остается традиционным (по Маршаллу).

Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса - student2.ru

Рисунок 1.1 – Кривая спроса на рынке бытовых пылесосов

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса, например из точки А в точку В (и в обратном направлении) как на рис. 1.2.

Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса - student2.ru

Рисунок 1.2 – Изменение величины спроса

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо и вверх (если спрос растет) или влево и вниз (если падает) (рис. 1.3.).

Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса - student2.ru

Рисунок 1.3 – Изменение спроса

Факторы, смещающие кривую спроса, называют детерминантами спроса. Основными детерминантами спроса являются:

  1. вкусы (предпочтения) потребителей;
  2. число потребителей на рынке;
  3. доходы потребителей;
  4. цены на сопряженные товары;
  5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Дополнительные примеры, которые помогут лучше разобраться в факторах, определяющих спрос, приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Детерминанты спроса

Детерминанты Примеры
Изменение вкусов покупателей Физическое здоровье становится все более популярным, что способствует повышению спроса на кроссовки и велосипеды; рост патриотизма приводит к повышению спроса на флаги страны
Изменение числа покупателей Снижение числа детей приводит к сокращению спроса на игрушки
Изменение дохода Увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как пончики, билеты на спортивные соревнования и ожерелья, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как картофель, маргарин и дешевое вино
Изменение цен на сопряженные товары Снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусом (взаимозаменяемые товары); снижение цены на DVD-проигрыватели повышает спрос на кинофильмы на DVD (взаимодополняющие товары)
Изменение ожиданий потребителей Неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания потребителей более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него

Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов– закона спроса.

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Практически единственным исключением из закона спроса являетсяпарадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела «восходящий» вид. Но это все же исключение. А нормальный случай для спроса – это нисходящая кривая.

По каким причинам кривая спроса имеет такой вид, в самом общем виде мы уже выяснили. Очевидно, что чем меньше цена, тем это более благоприятно для потребителей, и они увеличивают объем спроса. Но более подробное объяснение этого дается через предельную полезность и два эффекта – эффект дохода и замещения.

Наши рекомендации