Структура, виды и сегментация рынка.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хоз-ва. По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:1.По экономическому назначению объектов рыночных отношений:•Рынки предметов потребления и услуг.•Рынки средств производства.•Рынки научно-технических разработок.•Рынки ценных бумаг.•Рынки рабочей силы. Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей.1.По товарным группам:•Рынки товаров производств.назначения.•Рынки товаров народного потребления.•Рынки продовольственных товаров.•Рынки сырья и материалов.2.По пространственному признаку:.•Внутрирегиональные.•Межрегиональные.•Республиканские.•Международные.3.По видам субъектов рыночных отношений:.•Оптовой торговли, покупатели и продавцы–предприятия и организации.•Розничной торговли, покупатели-граждане, продавцы-предприятия.•Гос. Закупок с/х продукции, покупатель-гос-во, продавцы-производители с/х продукции.5.С учетом соблюдения законности: легальные, официальные, теневые.Виды рынков. 1.Рынки товаров и услуг 2.Рынки средств пр-ва: рынки производств. зданий и сооружений, орудий труда, сырья, полезных ископаемых3.Финансовы рынки: рынки капиталов, рынки ценных бумаг.4.Рынки интеллектуального продукта: изобретения, инф.услуги, произведения искусства.5.Рынки рабочей силы 6.Региональные рынки. Сегментация рынков. Осн. виды рынков подразделяются на субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рын-ка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару разные требования. Сегмент рынка-это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, кот.об-разуются на основе опр. Общих признаков.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и рознич-ной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами не биржевого характера.Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, бачки, страховые компа-нии и фонды. Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регу-лирование миграции рабочей силы и т.д.

16 Основные модели рыночной экономики: германская, шведская, американская, китайская и др.

К основным современным моделям рыночной экономики относятся:

1. Американская модель или «либеральная модель капитализма». Ее харак­терными особенностями являются: а) малый удельный вес государственной собственности. В конце 1970-х гг. государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10%, в ФРГ - 18%, Великобритании - 24%, Италии - 38%, во Франции -34%; б) минимальная регулирующая роль государства в экономике. В начале 1980-х гг. президент США Р. Рейган наметил программу дальнейшего сокра­щения государственного сектора, отмены регулирования цен, «освобожде­ния личности», сокращения центрального правительственного аппарата и т.п. Осуществление этой программы привело к созданию новой экономичес­кой модели, в которой при всемерном поощрении предпринимательства роль рынка выросла, а государства — сократилась, в) резкая дифференциация на­селения на богатых и бедных; г) большое различие в уровне заработной пла­ты (до 110 раз между главой фирмы и служащими); д) приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

2. Японская модель. В Японии идет процесс формирования новой модели общественного предпринимательства, отличительной особенностью кото­рой является повышение технико-экономической и социальной эффектив­ности предпринимательства. Оно характеризуется большей автономностью от госбюджета, большей самостоятельностью, большей «коммерциализаци­ей» деятельности. К основным чертам японской модели относятся: а) высо­кий уровень государственного воздействия на основные направления разви­тия национальной экономики; б) широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах, объединение их общими интересами, преданнос­тью предприятию; в) незначительное различие в уровне заработной платы (до 17 раз между главой фирмы и служащим); г) социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию; д) широкое привлечение работников к управлению и при­нятию решений.

3. Немецкая модель по своему социально-экономическому содержанию близ­ка к японской модели.В немецкой модели государственное воздействие на экономику больше всего проявляется при решении социальных проблем; в обеих моделях решающая роль отводится банкам. При этом центральному банку предоставлена полная автономия. Различие в уровне заработной пла­ты, как и в японской модели, является незначительным и составляет между

главой фирмы и служащим 23:1. На предприятиях все служащие объедине­ны общими интересами и преданностью предприятию.

4. Шведская модель. Отличительными особенностями шведской модели яв­ляются социальная направленность, сокращение имущественного неравен­ства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уров­нем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние 110 лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальный продукт в расчете на душу населения ежегодно возрастал в среднем на 2,5%. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая в период 1945-1970 гг. составляла всего 2%. В Швеции весьма высо­ка доля государственного сектора. В 1988 г., например, общая сумма государ­ственных расходов составила 62% от общего объема валового национального продукта. В Швеции сформировалась концепция: «государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать раз­виваться «сам по себе», на основе собственной, внутренней логики и полити­ческого механизма принятия решений».

17.Рыночная конкуренция: сущность, виды и формы. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Сущность. Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности; борьба товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций.

Монополистическая, несовершенная конкуренция. Термин «монополия»в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ре­сурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Анализируя проблему монополистической конку­ренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония.Тип рыночной структуры, когда существует монополия един­ственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония.Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия.Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между бой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия.Тип рыночной структуры, при которой имеется только два постав­щика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополисти­ческие соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наи­более простой случай олигополии.

Билатеральная монополия(двухсторонняя монополия) — тип рыночной струк­туры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газо­снабжение).

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, в современных условиях монополия облада­ет довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей. Это обусловлено тем, что для крупных моно­полий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию-контрагента. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают полу­чение монопольной прибыли.

Свободная конкуренция (совершенная)основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает вы­полнение следующих условий:

а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не ока­зывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производите­лем цен на товар означает снижение спроса на него;

г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не до­пускаются, они действуют независимо друг от друга;

д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между про­изводителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также ус­ловием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:

а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производ­стве необходимых для общества товаров;

б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации про­изводителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических до­стижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой тех­ники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребнос­тей, на повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам конкуренции относятся следующие:

а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной не­справедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Наши рекомендации