Инфраструктуры предприятия и техническое обслуживание производства.
Инфраструктура предприятия – это комплекс подразделений и служб, главная задача кот.обеспечить нормальное функционирование без перерывов и остановок пр-ва и всех сфер деят-ти предприятия.
К инфраструктуре относят след.хоз-ва:
- ремонтное; – инструментальное;– энергетическое;- транспортное
- тарно-складское и др.
А также службы:
- материально-технического обеспечения - внешней кооперации
- маркетинга - технического контроля качества пр-ции
- подготовки пр-ва новой пр-ции - лабораторных испытаний
- планирования и учета - сбыта готовойпр-ции
- кадровой и финансовой деят-ти и т.д.
Состав и масштабы инфраструктуры зависят от:
- типа пр-ва
- номенклатуры и объема выпуска пр-ции
- уровня специализации и кооперации
- организации производственных процессов
- размеров предприятия и его производственных связей.
Для технического обслуживания на предприятии создаются цехи и хоз-ва, прямо не участвующие в основном производственном процессе, а содействующие работе основных цехов.
Для большинства предприятий машиностроения и металлообработки подразделения вспомогательных пр-в и технического обслуживания представлены ремонтным, энергетическим, транспортным, инструментальным и тарно-складским хоз-вами.
Организация инструментального хоз-ва обусловлена применением на предприятии широкой номенклатуры инструментов и технологической оснастки.
Инструментальное хоз-во должно обеспечить предприятия такими ф-циями как: - Снабжение – Проектирование – Планирование – Изготовление - Хранение – Учет - Ремонт необходимого инструмента и оснастки с доставкой их на рабочие места.
Ремонтное хоз-во предприятия обеспечивает поддержание технического исправного состояния большого и сложного парка технологического оборудования основных цехов путем его обслуживания ремонта и модернизации.
Энергетическое хоз-во в современном пр-ве занимает существенное место в инфраструктуре, поскольку предприятия явл-сякрупными потребителями электроэнергии, топлива, пара, газа, воды и др. энергоносителей. Энергетическое хоз-во должно обеспечивать энергией все подразделения предприятия, основные и вспомогательные хоз-ва и службы.
Транспортное хоз-во на предприятии выполняет огромный объем транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных и др. работ по обеспечению внутреннего и внешнего грузооборота. С транспортным хоз-вом тесно связана работа тарно-складского хоз-ва. От ритмичности их работы во многом зависит работа основного пр-ва, а также уровень затрат основного пр-ва.
Во вспомогательном пр-ве на промышленных предприятиях в настоящее время работает порядка 50% рабочих. Из общего объема вспомогательных рабочих в среднем 27% - инструментальное обслуживание; 30% - ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования; 8% - энергетическое обслуживание; 23% - транспортно-складское оборудование; 12% - прочие работы и службы.
Задача комплексной механизации и автоматизации актуальна не только для основного пр-ва, но и для вспомогательного, где применяется еще много ручного труда, поэтому для современного предприятия система вспомогательного обслуживания должна соответствовать след.требованиям:
1. Обеспечение условия выпуска конкурентоспособнойпр-ции при минимальных затратах
2. Осуществление техноко-эк-кой и организационной регламентации процессов обслуживания
3. Профилактический характер технического обслуживания
4. Обеспечение гибкости, преемственности для минимальной перестройки основного пр-ва на выпуск новой пр-ции.
Основными направлениями совершенствования организации вспом. хоз-в явл-ся:
ü Централизация и концентрация однородных процессов обслуживания и их специализация, что позволяет использовать современные методы организации пр-ва и труда, высокопроизводственное оборудование и технологии
ü Механизация и автоматизация технологических процессов
ü Рационализация управления
ü Разработка и внедрение технически обоснованных норм и научной организации труда
ü Использование стимулирующих систем оплаты труда
ü Внедрение и совершенствование форм хоз. расчета, основанного на рыночных отношениях.