Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии
Тема 3
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Исторические условия возникновения и общая
Характеристика классической школы политической
Экономии.
Уильям Петти – основоположник классической
Политической экономии в Англии.
Особенности экономического развития Франции в
XVII – XVIII вв. и их отражение во взглядах Пьера
Буагильбера.
Физиократизм.
Экономическое учение Адама Смита.
Экономическое учение Давида Рикардо.
Теория и политика меркантилизма, которые отдавали предпочтение сфере обращения и деньгам, как главной форме богатства, постепенно себя исчерпали. Накопленный капитал всё активнее устремлялся в сферу производства, где наглядно проявлялся рост богатства. Поэтому научные исследования сущности, форм и способов накопления богатства переместились из анализа сферы обращения в анализ сферы производства. Сформировалось новое направление экономической науки – классическая школа политической экономии.
Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии
Классической (от лат. classicus – образцовый, общепризнанный, наиболее соответствующий действительности) называют политическую экономию периода становление капитализма и неразвитой классовой борьбы, изучающую внутренние закономерности производства.
Критерии классической школы:
- исследование производства как сферы создания богатства;
- определение стоимости товаров количеством затраченного на их производство труда;
- признание объективного характера экономических законов;
- исследование различных форм прибавочного продукта – прибыли (промышленной и торговой), банковского процента, земельной ренты.
Научный характерклассической школы определяется следующими факторами:
- стремлением буржуазии завоевать экономическое и политическое господство в борьбе против феодалов (что без научного знания невозможно);
- совпадением интересов буржуазии с интересами общественного производства, с объективным процессом развития производительных сил;
- неразвитостью противоречий капитализма (первый промышленный кризис произошёл лишь в 1825 году);
- неразвитостью классовой борьбы (первые организованные выступления рабочего класса относятся к 30-м годам ХIХ века).
Вместе с тем, классическая школа не могла дать достаточной глубины научности экономических теорий. Это объясняется, прежде всего, неразвитостью самого капитализма, его продуктивных сил, а также неразвитостью методов научного познания.
Физиократизм
Физиократизм– это течение в классической школе политической экономии. Термин «физиократизм» происходит от греческих слов: physis – природа, crates – власть. Автором этого термина является французский ученый Франсуа Кенэ (1694 – 1774).
В целом место классической школы политической экономии определяется тем, что она исследовала производство, определила стоимость трудом, признала объективность экономических законов, а также обусловила дальнейшую эволюцию буржуазной экономической науки и стала одной из теоретических основ марксизма.
Тема 3
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Исторические условия возникновения и общая
Характеристика классической школы политической
Экономии.
Уильям Петти – основоположник классической
Политической экономии в Англии.
Особенности экономического развития Франции в
XVII – XVIII вв. и их отражение во взглядах Пьера
Буагильбера.
Физиократизм.
Экономическое учение Адама Смита.
Экономическое учение Давида Рикардо.
Теория и политика меркантилизма, которые отдавали предпочтение сфере обращения и деньгам, как главной форме богатства, постепенно себя исчерпали. Накопленный капитал всё активнее устремлялся в сферу производства, где наглядно проявлялся рост богатства. Поэтому научные исследования сущности, форм и способов накопления богатства переместились из анализа сферы обращения в анализ сферы производства. Сформировалось новое направление экономической науки – классическая школа политической экономии.
Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии
Классической (от лат. classicus – образцовый, общепризнанный, наиболее соответствующий действительности) называют политическую экономию периода становление капитализма и неразвитой классовой борьбы, изучающую внутренние закономерности производства.
Критерии классической школы:
- исследование производства как сферы создания богатства;
- определение стоимости товаров количеством затраченного на их производство труда;
- признание объективного характера экономических законов;
- исследование различных форм прибавочного продукта – прибыли (промышленной и торговой), банковского процента, земельной ренты.
Научный характерклассической школы определяется следующими факторами:
- стремлением буржуазии завоевать экономическое и политическое господство в борьбе против феодалов (что без научного знания невозможно);
- совпадением интересов буржуазии с интересами общественного производства, с объективным процессом развития производительных сил;
- неразвитостью противоречий капитализма (первый промышленный кризис произошёл лишь в 1825 году);
- неразвитостью классовой борьбы (первые организованные выступления рабочего класса относятся к 30-м годам ХIХ века).
Вместе с тем, классическая школа не могла дать достаточной глубины научности экономических теорий. Это объясняется, прежде всего, неразвитостью самого капитализма, его продуктивных сил, а также неразвитостью методов научного познания.