История возникновения и общие черты классической школы политической экономии

Классическая школа – это прогрессивное направление в истории мировой экономической мысли. Школа носит название «классической» за подлинно научный характер её концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного производства и включение в объект исследований сферы производства.

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Классическая школа возникла в конце XVII века, когда меркантилизм утрачивает своё значение, как теоретическая концепция. Она возникла в Англии и Франции.

Одной из причин этого является углубление процесса общественного разделения труда, которое привело к тому, что развитие мануфактурного производства создало предпосылки к выходу производственной деятельности за пределы сферы обращения (торговли). Это позволило перейти от эпохи первоначального накопления капитала к эпохе развития товарно-денежных отношений, начался период капиталистического производства, функционирования рыночной экономики. Центр тяжести экономических интересов буржуазии перемещается в сферу производства.

Победа буржуазии в Англии была подготовлена глубокими изменениями в экономике феодализма. В Англии шёл процесс развития капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Экспроприация крестьянских и общинных земель привела к созданию крупных земельных собственников. Возникли капитальные фермерские хозяйства, фермер вёл хозяйство при помощи наёмных рабочих, вкладывал в хозяйство свой капитал и согласно арендному договору, выплачивал земельную ренту.

На базе отечественного сельскохозяйственного сырья и под влиянием меркантилистской политики значительного развития достигла текстильная, затем хлопчатобумажная, горная промышленность, начиналась выплавка железа. Получила новое развитие металлообрабатывающая промышленность. Крупной машинной индустрии ещё не было, но мануфактура создавала достаточные по сравнению с другими странами условия для промышленного развития Англии. Промышленный рост сопровождался благоприятными условиями для внешней торговли. Начиналась буржуазная перестройка промышленного производства, которая одерживала верх над феодальными пережитками. Господство торгового капитала сменялось господством промышленного капитала, а с развитием мануфактурного капитализма он перестал играть ведущую роль, возникли новые экономические проблемы. Их изучением занялись экономисты классической школы – они исследовали внутренние экономические связи нового более прогрессивного капиталистического производства.

Классическая школа сменила меркантилизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел несравненно широкое распространение. Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились, прежде всего, в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII веке. В результате обострения социальных противоречий в 1640 году в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии Англии в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.

Революционные события в Англии создали новую политическую обстановку, решающую роль в политике стали играть экономические интересы буржуазии. Окрепшая буржуазия стала меньше нуждаться в помощи, опеке, резко уменьшилась необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь. Требовался более глубокий анализ движения капиталистического производства, условий его развития. Нужно было определить экономическую роль труда, выяснить законы заработной платы, прибыли, процента, ренты и т.д. Эту миссию выполнила классическая школа.

В.И. Ленин писал, что классическая буржуазная политическая экономия до Маркса закономерно сложилась в Англии, которая была в то время самой развитой капиталистической страной.[1]

В учебном пособии «История экономических учений», под общей редакцией Г.А. Шмарловской, рассматриваются 4 этапа развития классической школы.[2]

Первый этап становления классической школы (конец XVII- нач. XVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школу физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости.

Второй этап развития классической школы (последняя треть XVIII в.) связан с произведениями А.Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микро- и макроэкономики и интерэкономики.

Третий этап эволюции классической школы (первая половина XIX в.) включает разработки последователей А.Смита, которые занялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж.Сэй, Ф.Бастиа, С.Сисмонди, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, американец Г.Кэри и др.

Четвёртый, завершающий этап развития классической школы (XIX в.) охватывает разработки Дж.С.Милля, завершившего теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки.

Современная экономическая наука относит к классической школе и экономические воззрения К. Маркса.

Классическая школа – это прогрессивное направление в истории мировой экономической мысли. С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономия.

Школа носит название «классической» за подлинно научный характер её концептуальных построений и методологии исследования. В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами.

Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Она выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику и, в целом, оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Классическая школа имеет свои особенности, которые определяют её общий характер и основные черты:

1. Системный взгляд на экономику и создание цельного представления о её структуре.

2. Рассмотрение капитализма как строя, в основе развития которого лежат «естественные законы», что предопределяет вневременной характер капиталистического производства.

3. Исследование сферы производства, а не сферы обращения. В классических теориях чётко прослеживается так называемый «производственный подход» к анализу экономической деятельности.

4. Экономисты – классики пытались проникнуть в сущность исследуемых явлений, вскрыть их причинно-следственную зависимость. Для этих целей используется новый для того времени метод «научной абстракции».

5. Политэкономы – классики положили начало «трудовой теории стоимости», попытались выявить механизм её формирования. Они установили, что стоимость товаров определяется трудом, необходимым для их производства.

6. Для классической школы характерны объективность и непредвзятость экономического исследования, вскрытие внутренних закономерностей капиталистического производства, невзирая на их неблагоприятные последствия или прямую угрозу буржуазному обществу.

7. Классики выступили проповедниками принципов «экономической свободы» (фритредерства), считая, что наилучшее сочетание интересов каждого и всех вместе достигается конкурентным механизмом свободного рынка. Они выступали ярыми противниками государственного вмешательства в экономику.

История возникновения классической школы тесно связана с существовавшим историческим строем, развитием науки и техники, поэтому не может эта тема быть наиболее полно раскрыта без повествования о главных героях развития политэкономии.

Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П.Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами.

У. Петти (1623 - 1687) – основоположник классической школы политической экономии в Англии.

Родился в городе Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене, Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 году У. Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.

Первое серьёзное экономическое сочинение Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующее: «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.), «Политическая арифметика» (1676 г.), «Несколько слов по поводу денег» (1682 г.).

У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую и называл «естественной ценой», и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.

Считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У. Петти: «Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля – его мать».

Утверждал, что торговля не является источником создания национального богатства. Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нём источник роста цен.

Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объёмов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.

Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода.

В целом учение У. Петти описательно, но при анализе ряда экономических явлений приближается к раскрытию их сущности.

У. Петти был сыном своего времени. Выйдя из семьи ремесленника и став скромным интеллигентом, он впоследствии добился богатства и дворянского титула, использовав для этого не слишком чистые способы. Но крупный ирландский помещик и придворный короля Карла II сохранил страсть к научному исследованию, личную независимость и гражданскую смелость. Во взглядах У. Петти нашла своё отражение ещё одна важная черта классической политической экономии – политический либерализм, борьба за буржуазную демократию.

Экономические труды У. Петти появились, конечно, не на пустом месте. Они тесно связаны с экономической мыслью и политикой предшествующего времени, когда господствующей доктриной был меркантилизм. У. Петти, ещё во многом оставаясь меркантилистом, вместе с тем прокладывал новые пути, ведущие к классической школе. Он является одним из родоначальников трудовой теории стоимости. Рассматривая категории ренты, процента, заработной платы, он сделал первые шаги на пути понимания природы прибавочной стоимости. Замечательные мысли высказывал У. Петти в теории денег. Много интересного в его работах по вопросам экономической политики государства.

Выступая смелым новатором, он своей «политической арифметикой» создал прообраз экономической статистики и впервые попытался анализировать экономические и социальные процессы с цифрами в руках. Одним из первых он приблизился к пониманию того, что к демографическим процессам применим закон больших чисел, что они подвержены определённым закономерностям, и чем больше статистическая совокупность, тем строже эти закономерности соблюдаются.

В отличие от меркантилистов У. Петти начинает понимать, что богатство страны в произведённых товарах, а не в количестве денег, добытых зачастую не эквивалентным обменом. Поэтому У. Петти переходит от «меркантилистского» анализа сферы обращения к «классическому» анализу сферы производства. Постепенно он приходит к выводу, что основа национального хозяйства – процесс производства, подчинённый своим внутренним законам развития.

Методология У. Петти

Прежде всего, проникая вглубь экономических явлений, пытаясь объяснить их суть, он впервые широко применил математику для экономического анализа. Вот как характеризовал свой новый метод сам У. Петти: «Вместо того, чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер, употребляя только аргументы, идущие от чувственного, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе».1

У. Петти был материалистом и признавал наличие объективных экономических законов, пытался найти причины экономических явлений, рассматривал сферу производства. Он положил начало научному методу абстракции, основав различие между внешней видимостью явлений и их сущностью, использовал метод статистического анализа, достижения естественных наук, опирался на исследования философов своего времени. Абстрагируясь от внешней стороны экономических явлений, от их эмпирического описания, он пытался исследовать экономические законы, управляющие производством богатства. Применение нового метода позволило У. Петти сделать ряд научных открытий в области политэкономии. Прежде всего, это касается теории стоимости.

Наши рекомендации