Современная персонал-технология работы с молодежью компании
Одними из основных направлений реализации функциональной задачи Компании «Обеспечение эффективной молодежной политики», сформулированными в Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», определена необходимость выявления талантливой молодежи и создания условий для ее развития, а также формирование новых возможностей для развития и карьерного роста внутри холдинга[30]. Таким образом, Компания принимает на себя обязательства наиболее полно использовать возможности молодых специалистов и предоставлять им шанс развиваться, наиболее эффективно самореализоваться и успешно продвигаться по служебной лестнице.
Управление карьерой является сложным процессом, требующим значительных ресурсов. К сожалению, само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем сотрудникам организации. Однако его отсутствие вызывает ряд сложностей: неудовлетворенность работников (в т.ч. молодых специалистов), повышенную текучесть кадров, а также ограничивает способность организации эффективно заполнять вакантные должности. Назначение руководителем подготовленного работника из внутреннего резерва позволяет снизить период вхождения в должность, что важно для такой отрасли, как железнодорожный транспорт, своеобразие которой определяется такими факторами, как высокая ответственность за жизнь людей и безопасность грузов; необходимость круглосуточной работы; возможность непредвиденных ситуаций, при которых необходим оперативный и компетентный подход; тяжесть и напряженность труда.
Внутрикорпоративная карьера – это постоянное повышение компетентности работников, вызывающее их последовательное продвижении в рамках одной корпорации и способствующее развитию этой корпорации.
Необходимо отметить, что управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов требует как от молодого специалиста, так и от компании дополнительных усилий (это обоюдный процесс), в то же время предоставляя ряд преимуществ как самому работнику, так и компании.
Наиболее эффективной моделью управления внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов можно считать модель партнерства, которая предполагает сотрудничество трех сторон – молодого специалиста, его руководителя и службы управления персоналом, которая дает синергетический эффект, соединяя интересы молодого специалиста, непосредственного руководителя и работника кадрового подразделения.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В ходе прикладных эмпирических исследований подтверждена гипотеза о том, что возможность карьерного роста для молодых специалистов является как одним из важных факторов при трудоустройстве, так и наиболее привлекательным мотивом трудовой деятельности. Исследования также показали рост потребности молодых специалистов в дальнейшем развитии.
Одной из современных персонал-технологий работы с молодежью компании является молодежный резерв кадров «Золотая сотня».
Алгоритм работы с молодежным резервом кадров приведен на рисунке 5.3.
Рисунок 5.3 – Алгоритм работы с молодежным резервом кадров
«Золотая сотня»
Молодежный резерв кадров «Золотая сотня» представляет собой специально сформированный контингент перспективных молодых работников, обладающих высокими профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя в работе на занимаемых должностях и планируемых к внутрикорпоративной карьере.
Формирование молодежного резерва кадров «Золотая сотня» осуществляется с целью своевременного удовлетворения потребности предприятия в руководящих кадрах, владеющих новыми подходами к решению производственных задач в современных условиях и активизации потенциала молодых работников. Подготовка резерва кадров «Золотая сотня» предусматривает достижение следующих результатов:
– сохранение и укрепление количественного и качественного состава руководителей и специалистов;
– целенаправленное и системное повышение уровня профессионализма молодых работников;
– выработка и развитие качеств руководителя;
– овладение передовыми методами управления;
– развитие стратегического мышления и лидерского потенциала;
– приобретение необходимых для эффективного руководства навыков делового общения;
– выработка умения работать в команде, принимать решения, слушать и убеждать, управлять конфликтами;
– определение уровня подготовленности кандидата к выдвижению на планируемую или другую руководящую должность;
– сокращение периода адаптации руководителей и специалистов резерва кадров «Золотая сотня», назначенных на вышестоящие должности или при горизонтальном перемещении;
– повышение вовлеченности молодых работников в процессы преобразований, происходящих в компании;
– повышение удовлетворенности молодых работников.
Для оценки кандидатов используются: материалы личного дела, результаты служебной деятельности, квалификация, опыт и стаж работы; оценка уровня развития компетенций: паспорт молодого специалиста; психодиагностика АСП РК[31]; Extended DISC; Ассесмент-центр; метод 360° и др.; отзывы непосредственного руководителя и подчиненных кандидата.
Практическими принципами организации работы с резервом «Золотая сотня» являются[32]:
– держать список открытым. Возможность попасть в молодежный резерв кадров сохраняется для всех молодых работников, удовлетворяющих формальным критериям.
– не создавать касты неприкасаемых. Включение в резерв не влечет за собой никаких привилегий или гарантий профессионального роста.
– не упускать из виду целей развития. Подготовка будущих руководителей носит максимально конкретный характер и оцениваться по достижению прогресса в реализации основной цели – формирования будущих руководителей компании, а не руководителей вообще или просто образованных людей.
– обеспечить участие высшего руководства. Только при участии руководителей компании в работе с молодежным резервом кадров, данная персонал-технология будет оказывать реальное влияние на развитие организации.
Вопросы и задания для повторения и обсуждения
1. Как Вы понимаете выражение А.Азимова, американского ученого и писателя-фантаста “Замечательное чувство - знать, что ты сам строишь мир”?
2. Покажите разницу понятий “рабочая сила” и “человеческий капитал”.
3. Каковы основные особенности работника третьего тысячелетия?
4. Какие качества работников наиболее ценны сегодня для реализации задач структурной реформы и дальнейшего развития отрасли?
5. Какие особенности определяют производственную специфику отрасли?
6. Какое значение имеет переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному?
7. Каковы основные направления работы линейного руководителя по управлению людьми?
8. Выделите основные виды компетенций, которыми, с позиции Концепции кадровой политики, должен обладать идеальный менеджер?
9. В чем могут состоять основные отличия кадровой политики двух организаций: организации, придерживающейся стратегии низких издержек и организации, преимущество которой основывается на стратегии высокого качества продукции?
10.Назовите причины необходимости проведения компаниями эффективной молодежной политики.
11.Перечислите основные документы, закрепляющие приоритетность проведения эффективной молодежной политики в ОАО «РЖД».
12.Что вы понимаете под системой работы с молодыми специалистами?
13.Назовите подсистемы и компоненты системы работы с молодыми специалистами.
14.Перечислите специфические особенности молодых специалистов.
15.Достижение каких результатов предусматривает подготовка молодежного резерва кадров?