Технология работы с девиантным подростками и молодежью. Основные направления и организационные формы работы.

Особенностью социальной работы с подростками, которые имеют различные отклонения по медицинским показаниям, служит выполнение социальным работником, прежде всего, посреднической функции, роли консультанта между подростком и его социальным окружением: семьей, педагогами, врачами, одноклассниками и т.д. Конечно, помимо посреднической функции специалист по социальной работе оказывает также и социально-психологическое воздействие, работая с конкретными проявлениями личности и поведения подростка. Итак, при работе с подростками, испытывающими необходимость в медицинском уходе, деятельность социального работника заключается, прежде всего, в оказании родителям и подросткам консультаций по валеологическим вопросам.

Особенностью деятельности специалиста по социальной работе с категорией педагогически запущенных подростков следует признать умение определять границы собственного профессионального влияния и находить свое место в общественной системе социальных и административно-правовых органов, выполняя в работе с подростками роль посредника в психореабилитационной и психокоррекционной помощи через взаимодействие с социальными службами, психологами, коррекционно-образовательными учреждениями и т.д.
Профилактика работы с дезадаптированными подростками6 задачи и цели.

При работе с дезадаптированными подросткамиособенностью социальной работы считается привлечение к участию в организации комплекса воспитательных мероприятий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов, которые, объединив усилия, смогли бы добиться впечатляющих результатов. Их совместная деятельность является важнейшим направлением работы, и в данном конкретном случае направлена на помощь социально дезадаптированным подросткам.

Технология уличной социальной работы с подростками группы риска.

Всю технологию работы с уличными детьми можно разделить на следующие этапы:

1 этап – наблюдение за уличными детьми, их группировкой. Основные моменты, которые желательно выяснить:

– режим существования, вредные привычки, состав группы (основной, переменный), каково влияние взрослых, выявление лидеров;

2 этап – установление первого непосредственного контакта. В ходе беседы следует выяснить:

– давно ли дети на улице, давно ли образовали тусовку;

– кто из сотрудников других организаций работает с детьми;

– каковы отношения с милицией;

– каковы отношения с другими группировками;

– есть ли у детей связи с семьями;

– живут ли они на улице постоянно или периодически возвращаются домой, а также есть ли у них возможность жить в семье.

3 этап – разработка специальной программы по работе именно с этими детьми, при разработке которой нужно опираться на имеющиеся возможности, не следует ставить заведомо невыполнимые цели, переоценивать собственные силы. Для ребенка, живущего фактически на улице, завтрашнего дня как будто нет. Он живет сегодня. Его потребности примитивны, интересы сиюминутны. Требуется оптимальное сочетание стратегических и тактических целей. Уличные дети не выживают в одиночку, они собираются в группы. Программы нужно разрабатывать для каждой отдельно взятой территории, группы, тусовки. Как только проблема себя изживает, программа закрывается.

58. Технологии работы с молодежью в системе пенитенциарных учреждений

Социальная служба учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет давнюю традицию. После окончания второй мировой войны существовал круг людей, которые заботились о социальных потребностях и нуждах осужденных. В ходе образовательной реформы 1959г. была введена новая специальность - социальный работник. С вступлением в силу более 20 лет назад Уголовно-исполʜᴎᴛельного кодекса задачи социальных работников постоянно уточнялись, конкретизировались в соответствии с законом и уголовно-исполнительной практикой. Деятельность социальных служб регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и соответствующими инструкциями Министерства юстиции федеральной земли. Каждое уголовно-исполнительное учреждение имеет в штате определенное количество профессиональных социальных работников. Кроме этого, все сотрудники общей службы исполнения наказаний в период обучения проходят специальный курс по организации социальной работы с осужденными. Таким образом, количество работников, способных проводить социальную работу с осужденными, не ограничивается только сотрудниками, получившими специальное образование. В соответствии с § 154 ч. 2 Уголовно-исполнительного кодекса учреждения, исполняющие наказания, обязаны сотрудничать с внешними институтами федеральной земли. Их задача - приблизить систему исполнения наказаний к общественности и тем самым увеличить возможности интеграции осужденных в общество. Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно сотрудничает с такими службами и организациями социальной помощи, как биржа труда, кассы помощи по болезни, социальные учреждения, консультационные службы для правонарушителей, организации общего и профессионального образования, терапевтические учреждения, жилищные общины и учреждения, службы помощи условно осужденным и досрочно освобожденным, суды для несовершеннолетних, консультпункты по погашению долгов (исков), комитет по делам иностранцев. В соответствии с должностными обязанностями социальный работник или социальный педагог помогает осужденным понять и преодолеть возникшие трудности, стремится поставить осужденного в такие условия, при которых он был бы в состоянии сам решать свои проблемы. Социальный работник занимается также с заключенными под стражу, находящимися в учреждениях, исполняющих наказания для несовершеннолетних. При осуществлении своих обязанностей социальный работник или педагог в сотрудничестве с другими служащими вносит свой вклад в решение главной задачи исполнения наказаний. Для того чтобы мероприятия по социальной работе с осужденными не пересекались с мероприятиями других служб, они согласуют с ними свою деятельность. Социальный работник или педагог использует методику социальной работы как для отдельных осужденных, так и для групп и общин. Их деятельность находится под контролем специалистов из управления исполнения наказаний или Министерства юстиции федеральной земли. Если в учреждении насчитывается не менее трех социальных работников (педагогов), то начальник Управления исполнения наказаний может назначить одного из них координатором работы (это необходимо для того, чтобы избежать участия осужденных одновременно сразу в нескольких мероприятиях). При возникновении разногласий между социальными работниками и руководителем учреждения в отношении методики социальной работы спор решает вышестоящая инстанция. Начальник учреждения имеет право до решения вышестоящей инстанции запретить проведение мероприятия или использование спорного метода работы, если это угрожает, по его мнению, безопасности учреждения, либо будет нарушен порядок управления, либо в результате этого будет нанесен вред осужденному. В Управлении исполнения наказаний в штате состоит специальный работник для организации работы социальных работников тюрем и осуществления контроля над ними. К концу 70-х гг. на 17 тыс. осужденных приходилось 77 социальных работников (это касается только земли Северный Рейн-Вестфалия). Между тем число осужденных составляет к настоящему времени около 19 тысяч. Их качественный состав также измеʜᴎлся. Среди осужденных значительно возросло количество наркозависимых, частично - с ярко выраженной агрессивностью. Контингент же тюрем многонационален, в результате чего часто возникают проблемы с взаимопониманием. Увеличилось и число осужденных за насилие и разбой. По этой причине работать с осужденными в целом становится сложнее. В то же время притязания осужденных на помощь со стороны социальных работников также возросли. Это требует увеличения штатов социальных служб пенитенциарных учреждений. Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа: - при поступлении осужденного в учреждение; - в ходе отбывания им наказания; - по подготовке к оϲʙобождению. В рамках этих мероприятий оказывается, к примеру, конкретная помощь в информировании кредиторов, органов социального страхования, родственников и т.п. относительно того, как поступить с имуществом осужденного, и по ряду других вопросов, которые осужденный решил бы сам, находясь на свободе. При поступлении в тюрьму осужденный получает карманного формата пособие под заголовком: «Что вы должны знать о помощи для включения в жизнь общества». Данная брошюра освещает также вопросы социальной помощи семье осужденного. В ней излагаются установленные законодательством правила оплаты жилья, получения детских пособий, других средств помощи семье осужденного, даются консультации по проблемам брака, воспитания детей, семейного отдыха. Здесь же указаны адреса, куда при необходимости члены семьи могут обратиться за помощью. Далее в брошюре перечисляется, что осужденный может сделать в ходе отбывания наказания для решения своих проблем и по подготовке к освобождению. Кроме этого, в ней представлен перечень учреждений и организаций, в которые осужденный может обратиться за помощью после оϲʙобождения. Помощь осужденным в ходе отбывания наказания представляет собой консультации, проводимые социальными работниками, а также участие в мероприятиях по самопомощи. Если осужденный не в состоянии осуществить свои правомочия, к примеру, затребовать заработную плату с прежнего места работы, то к этой процедуре подключается социальный работник. Консультирование направлено в основном на правовое просвещение осужденных по вопросам погашения долгов, а также участия в мероприятиях по получению общего или профессионального образования. С осужденным, кроме консультационной, ведется работа в группах по анализу типичных жизненных ситуаций. Важно отметить, что для подготовки осужденного к освобождению с ним проводятся беседы, консультации и даются с учетом его особенностей и способностей конкретные рекомендации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. С этой целью учреждения сотрудничают с организациями, свободными благотворительными союзами, частными организациями, шефами, членами попечительских советов. Согласно закону, обеспечение работой находится в компетенции исключительно федерального ведомства по труду, местные управления которого взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Перед оϲʙобождением из заключения каждый осужденный направляется к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. Такое сотрудничество служб федерального ведомства и тюрем, а также растущее понимание работодателей и организаций по найму рабочей силы необходимости включения осужденных в процесс труда как важнейшего этапа их ресоциализации явились предпосылкой для того, что даже в период слабого промышленного роста лица, освободившиеся из тюрьмы, имели шанс получить работу. В ходе подготовки к освобождению осужденному предоставляется все большее количество льгот. Одна из них - предоставление краткосрочных увольнений за пределы тюрьмы под надзором или без него. Далее в течение трех месяцев перед освобождением осужденный может получить недельный отпуск для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению. Если осужденному негде жить после оϲʙобождения, то он имеет право на 5-дневное проживание в учреждении, исполняющем наказания, за счет средств Министерства юстиции. Закон о социальной помощи предусматривает оказание помощи осужденным в найме жилья. Осужденный получает от учреждения также деньги на проезд к месту жительства и на питание, если у него для этого нет собственных средств. Администрация тюрьмы заблаговременно информирует соответствующие инстанции о нуждах конкретного осужденного. Основные направления работы социальных служб тюрем: 1. Консультирование иностранных осужденных: - по личностным, социальным и правовым проблемам; - по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами и отдельными гражданами; - по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также для усиления культурной интеграции; - по профессиональной деятельности сотрудников других служб. 2. Консультирование по семейным вопросам: - диагностика отношений; - работа по формированию мотивации; - консультирование по вопросам партнерских взаимоотношений, супружества, семьи и воспитания детей. Эта работа проводится с осужденными как индивидуально, так и в группах; - установление социальных отношений с помощью шефов или контактных групп; - предоставление внеочередных свиданий; - направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения. В соответствии с Конституцией ФРГ брак и семья находятся под особой защитой государства. Эта конституционная норма, с одной стороны, запрещает государству наносить вред супружеству и с другой - предписывает способствовать браку соответствующими мерами. Уголовно-исполʜᴎᴛельный кодекс, выполняя требования Конституции, предоставляет осужденным право на переписку, свидания, включая и долгосрочные (до 4 часов), размещение в близлежащем от дома учреждении и на получение отпусков. Семья считается наиболее прочным «социальным якорем». Вместе с тем предоставленные законодательством льготы осужденным не решают проблему укрепления семьи, а лишь обостряют ее. Вспоминая семейные отношения, осужденный болезненно осознает, что в тюрьме совсем другая жизнь, чем на свободе. Это вызывает такое эмоциональное напряжение, что он сознательно или неосознанно прерывает всяческие отношения с внешним миром. Особенно это касается осужденных к длительным срокам тюремного заключения. Основные критерии работы по погашению исков: - работа по формированию мотивации; - консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения исков; - кооперация с внешними организациями, институтами и консультационными пунктами по погашению исков. Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга. Тренинг предполагает: - подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг; - подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия; - подготовительные беседы с участниками социального тренинга; - кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга; - проведение социального тренинга. Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа. В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу. Примерные темы социального тренинга: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков». Социальный тренинг предусмотрен в тюрьмах и открытого и закрытого типов. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы. Социальный тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в особых случаях необходимо занять рабочее время осужденного, то для этого требуется согласование с начальником учреждения. Участие в социальном тренинге не дает никаких льгот. Трудотерапевтические мероприятия и школьные занятия для проведения социальных тренингов не отменяются. При проведении социального тренинга с подследственными следует учитывать различные сроки содержания под стражей и постоянную смену спецконтингента. По этой причине рекомендуются такие учебные формы, которые представляют собой завершенный цикл и предполагают особую психологическую нагрузку для лиц, находящихся под стражей. Начальник тюрьмы делает заказ в социальную службу на выделение специалиста и его ассистента для организации социального тренинга. В качестве ассистентов могут выступать и сотрудники, не числящиеся в социальной службе, а относящиеся к общей службе исполнения наказаний. Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и сам, хотя в его компетенцию входят: - планирование и координация мероприятий социального тренинга; - установление количества участников; - определение содержания, методов и условий проведения отдельных мероприятий; - поиск сотрудников, подходящих для тренерской работы, или их помощников; - проведение, организация обучения и практическое руководство тренерами и их помощниками; - ведение документации о проведенных социальных тренингах; - сотрудничество с внешними организациями и лицами, а также с шефами в той степени, в какой они задействованы в социальном тренинге; - совершенствование программ социального тренинга. Ответственный за огранизацию социальных тренингов ежегодно информирует начальника учреждения о проделанной работе, а начальник соответствующего УИН получает копию отчета. Мероприятия социального тренинга проводят тренеры и их помощники. Начальник учреждения подбирает и согласовывает с ответственным за проведение социального тренинга кандидатуры из числа сотрудников общей службы исполнения наказаний, имеющих склонность к этой работе. На совещаниях по обсуждению вопросов условно-досрочного освобождения, помилования, когда речь идет об участниках социального тренинга, учитывается мнение тренера или ответственного, в том случае, если он сам является тренером. Осужденные в начале срока должны быть проинформированы об их возможности участвовать в социальном тренинге. При составлении плана исполнения наказаний следует учитывать: - пригодность осужденного для участия в мероприятиях социального тренинга; - когда и в какой сфере особенно необходимы эти мероприятия; - почему осужденный не пригоден к участию в тренинге.



Наши рекомендации