Тема 18. Система и технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Технология социальной работы с молодежью

(практическое занятие – 4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие трудной жизненной ситуации для детей и подростков. Классификация трудных жизненных ситуаций.

2. Система социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

- дети-сироты,

- дети, оставшиеся без попечения родителей,

- дети-инвалиды,

- дети и подростки девиантного поведения и др.

3. Правовая и материально-экономическая база защиты детства:

- международный уровень,

- государственный уровень,

- региональный уровень.

Программа «Дети Беларуси».

4. Государственная молодежная политика в современной Беларуси. Особенности молодежной среды: противоречия, субкультура.

5. Социальные технологии помощи молодежи:

- индивидуальная помощь,

- работа с группами и группировками,

- работа в микросоциальной среде.

Практические задания:

1. Изучите нормативно-правовую базу социальной защиты детства. Покажите основные тенденции ее совершенствования, достоинства и недостатки.

2. Составьте классификацию наиболее острых проблем молодежи.

3. Сформулируйте и опишите конкретный проект, который, по вашему мнению, можно реализовать в социальной работе с молодежью.

Работа в микрогруппах (на занятии 1):

1. Постройте структурно-логическую схему дискуссии по актуальным проблемам социальной работы:

а) с детьми-инвалидами;

б) с подростками девиантного поведения.

2. Составьте базовую модель работы с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Работа в микрогруппах (на занятии 2)

1. Составьте социальные портреты студентов.

2. Разработайте проект структуры и содержания социальной службы для молодежи (можно использовать конкретный опыт).

Сообщения:

1. Исправительные учреждения для несовершеннолетних.

2. Технологии работы с «уличными» детьми

3. Инновационные формы работы с молодежью.

4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений для дезадаптированных детей и подростков (на выбор).

Основные понятия темы: дети, дезадаптация, социальная дезадаптация, подростки, ребенок, молодежь; девиантное поведение, безнадзорность, беспризорность, ксенофобия, рецидив, экстремизм; молодежная политика; социальная работа с детьми и подростками, социальная работа с молодежью, мобильная работа с молодежью; педагог социальный, педагог-психолог, педагог организатор.

Литература:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2. О правах ребенка : Закон Республики Беларусь.

3. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 206 г.

4. Об основах государственной молодежной политики : Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г., № 65-З. Изменения и дополнения 10.01 2011 № 242-З

5. Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Гусова, С.А. Социальная работа с молодежью : учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова,С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008. – 204 с.

6. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицина. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – С. 129 -223.

7. Молодежный центр: основные направления социальной работы. /Под ред. Швайко В.Ф. – Минск., 1999.

8. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др. ; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. – Глава 6.

9. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – Главы 17, 22.

10. Подход ООН к правосудию в отношении детей // Социальная работа. – 2009. – № 3. – С. 5 – 8.

11. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – Р. 3.3.

12. Социальная работа с молодежью : Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 328 с.

13. Социальная работа : теория и практика : Учеб. пособие / Отв. ред д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

14. Фирсов, М. В. Технология социальной работы : Учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект; Трикста, 2009. – Темы 13, 14.

15. Холостова, Е.И. Социальная работа : Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 668 с. – Разд. IV. Глава 2.

16. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. 3-е изд., перераб. и доп. : М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 272 с.

17. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008. – С. 530-593.

18. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. проект, 2005.

Наши рекомендации