Цели и задачи финансового анализа организаций
Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Финансовый анализ включает анализ физических показателей производства и исследование непосредственно денежных потоков организации, которые базируются на её стоимости. Тем не менее, лишь сочетание этих двух составляющих способно дать реальную оценку состояния организации. Недооценка роли финансового анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят значительные потери. Такие потери можно своевременно заметить и предотвратить, регулярно анализируя деятельность организации. Обеспечение эффективного функционирования и развития организации требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние организации, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации – это лишь "сырая информация", подготовленная в ходе выполнения на организации учетных процедур.
Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики организации, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации.
Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния организации, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды.
Экономической наукой разработаны методики, позволяющие с помощью системы относительных показателей, вычисляемых на основе данных финансовой отчетности, быстро и достаточно точно составить представление о финансовом положении организации. Изучая динамику изменения этих показателей, можно определить тенденции развития собственной организации или ее партнера и принимать выверенные управленческие решения.
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений изучаются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. Составные части финансовых отчетов взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни. Хотя каждый отчет представляет информацию, которая отличается от других отчетов, ни один из них не служит только одной цели и не дает всю информацию, необходимую для решения конкретных задач управления.
Основными пользователями такой информации являются:
- инвесторы, вкладывающие в организацию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него;
- кредиторы, временно предоставляющие организации заем в обмен на некоторый заранее установленный доход, и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту;
- менеджеры организации, поскольку финансовая информация позволяет сделать наиболее достоверную оценку эффективности управления;
- работники организации, заинтересованные в получении информации о способности организации своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты;
- поставщики, заинтересованные в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы;
- потребители (клиенты организации), заинтересованные в стабильности поставок, как следствие финансовой состоятельности организации;
- общественные и государственные организации, поскольку от успешного функционирования организации зависит благосостояние экономической инфраструктуры региона.
Принимая экономические решения, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные пользователи анализируют широкий спектр экономической информации об организации как финансового, так и нефинансового характера. В этом огромном массиве информации, который создается организацией, ключевое значение имеет публичная бухгалтерская (финансовая) отчетность, ядром которой является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных, страховых организаций и банков) включает:
- бухгалтерский баланс (ф. 1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. 2);
- отчет об изменениях капитала (ф. З);
- отчет о движении денежных средств (ф.4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (ф.5);
- пояснительную записку;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерский баланс, форма № 1, представляет собой таблицу и состоит из актива и пассива. Принято располагать актив слева, а пассив справа или друг над другом. Статьи актива представляют собой остатки бухгалтерских счетов на дату составления отчета, на которых учитывается имущество организации - основные средства, полуфабрикаты, запасы готовой продукции, денежные средства, требования к другим организациям (дебиторская задолженность) и т.д. Значения статей пассива - это остатки бухгалтерских счетов, на которых учитываются источники образования имущества организации - собственные средства, прибыль, кредиты, задолженность организации перед другими организациями (кредиторская задолженность) и т.д. Итог актива всегда равен итогу пассива и это величина называется валютой баланса.
Баланс показывает состояние организации на определенную (в данном случае - отчетную) дату. В противоположность этому Отчет о прибылях и убытках показывает результаты работы организации за определенный (в данном случае - отчетный) период. Итоговые суммы в балансовом отчете не всегда выражены в единицах измерения, соответствующих времени составления отчета, и уточняются путем введения общего индекса цен.
Для обеспечения сопоставимости балансовых данных по периодам целесообразно скорректировать стоимость имущества и обязательств на начало отчетного периода по индексам инфляции. Указанные индексы следует исчислять по каждой балансовой статье и лишь при их отсутствии применять общий индекс инфляции, на который умножают все балансовые статьи и итог (валюту) баланса. Индексы инфляции разрабатываются специальными официальными учреждениями.
Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.
В этой форме отчётности в разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 020), валовая прибыль отражаемая по строке 029, коммерческие расходы (стр. 030), управленческие расходы (стр.40), прибыль (убыток) от продаж (стр. 050). В разделе «прочие доходы и расходы» данного отчёта отражают операционные доходы и расходы и внереализационные доходы и расходы, в разделе «Прибыль (убыток) до налогообложения» - сумму текущего налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств. В итоге приводится чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Кроме того, справочно приводятся постоянные налоговые обязательства (активы), базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию
Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, в разделе I «Изменение капитала» отражает состояние уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, предыдущего и отчетного года. В разделе II «Резервы» отражается состояние резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами, а также оценочных резервов по данным предыдущего и отчетного года.
В отчёте о движении денежных средств, форма № 4, содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.
Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, отражает состояние и движение нематериальных активов, основных средств и их амортизации, финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности. Кроме того, здесь содержится информация о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и освоение природных ресурсов. Содержится справка о состоянии на начало и конец отчетного периода дебиторской и кредиторской задолженности. В справке «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке «Обеспечения» отражаются полученные и выданные объекты имущества. В данном приложении отражена также информация о государственной помощи организации – получении бюджетных средств в отчетном и предыдущем периоде.
При финансовом анализе на основе трансформированных отчетов формируют разнообразные таблицы, включающие основные показатели, характеризующие рентабельность, ликвидность, платежеспособность, деловую активность организации и структуру его капитала. Данные могут быть представлены в сравнении с аналогичными показателями других предприятий (если такие сведения имеются) и в динамике за ряд периодов.
Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Главную роль в системе экономических показателей организации имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Деятельность любого организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ процесса формирования финансовых результатов.
Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
- анализ состава и динамики прибыли;
- анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности;
- анализ уровня среднереализационных цен;
- анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
- анализ распределения и использования прибыли;
- анализ рентабельности деятельности организации.
Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
ПВ = S - С, (8.1)
где ПВ – валовая прибыль;
S - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
С- полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг).
Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑ЗК) и управленческих расходов (∑ЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.
ПП = ПВ - ∑ЗК -∑ЗУ, (8.2)
На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов.
ПБ = ПП + ПО + ПВН . (8.3)
где ПБ– прибыль до налогообложения (балансовая);
ПО-результат от операционной и финансовой деятельности;
ПВН -доходы и расходы от прочих внереализационных операций.
Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
При анализе финансовых результатов исследуемой организации оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период (Таблица 8.1).
Таблица 8.1
Динамика показателей прибыли (убытка) до налогообложения организации,
Показатели | Предыдущий период | Отчетный период | Темп роста, % | ||
сумма, тыс.руб. | струк-тура, % | сумма, тыс.руб. | струк- тура,% | ||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||||
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | - | - | 125,0 | ||
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | - | - | 115,9 | ||
3. Валовая прибыль, (стр.1- стр.2) | - | - | 222,0 | ||
4. Коммерческие расходы | - | - | 273,0 | ||
5. Управленческие расходы | |||||
6. Прибыль (убыток) от продаж, [стр.3 - (стр.4 + стр.5)] | 137,23 | 168,13 | 152,1 | ||
Прочие доходы и расходы 7. Проценты к получению | - | - | - | - | - |
8. Проценты к уплате | - 15,71 | - 20,00 | 237,0 | ||
9.Доходы от участия в других организациях | - | - | - | - | - |
10. Прочие операционные доходы | - | - | 121,3 | ||
11. Прочие операционные расходы | - | - | 121,2 | ||
12. Прибыль от операционных доходов (стр.10 – стр.11) | 0,61 | 1,87 | 378,2 | ||
13. Внереализационные доходы | - | - | 208,4 | ||
14. Внереализационные расходы | - | - | 217,1 | ||
15. Внереализационная прибыль, (стр.13 – стр.14) | -5298 | -22,13 | -11889 | -40,00 | -224,4 |
16. Прибыль (убыток) до налогообложе- ния(стр.6. + стр.7– стр.8+стр.12+ стр.15) | 124,2 |
Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле:
где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, n - число видов прибыли, ед.
,
,
,
,
, итого: 24,2, расчет верен.
Из данных таблицы 8.1 следует, что прибыль организации до налогообложения за отчетный период выросли, и увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки и прибыли от продаж.
Рост объема продаж товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является убыточным, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продажи товаров может также оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.