Удовлетворении потребности во власти.
Удовлетворение потребности в общении. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации – слухам, сплетням и другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно.
Характеристики неформальных организаций
Социальный контроль. Первым шагом к установлению социального контроля является установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы.
Сопротивление переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.
Неформальные лидеры. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения.
Управление неформальной организацией
– признать существование неформальной организации и не принимать мер по ее уничтожению.
– рекомендуется выслушать членов и лидеров неформальной организации.
– перед принятием решения просчитать их возможное влияние на членов организации.
– чтобы ослабить сопротивление переменам, разрешить им участвовать в процессе принятия решений.
– быстро выдавайте точную информацию, препятствующую возникновению слухов.
Трудности, связанные с неформальными организациями
Непродуктивное поведение, что мешает достижению формальных целей.
Распространение ложных слухов по неформальным каналам, которые могут привести к возникновению отрицательного отношения к руководству.
Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.
Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства.
Положительные моменты существования неформальных групп
Преданность группе может перейти в преданность организации.
Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании.
Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства.
Неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.
4.Почему стиль руководства – явление строго индивидуальное? Сравните автократичный, демократичный, либеральный стили руководства. Какой из стилей управления, по вашему мнению, является наиболее эффективным?
Стиль руководства – принятая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для оказания влияния и побуждая их к достижению целей организации.
Стиль руководства явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений, именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
1.Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.
Достоинства стиля: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд.
Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя.
Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руко-во.
Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х».
Теория «Х»
люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
больше всего люди хотят защищенности.
чтобы заставить людей трудиться, необх-мо исп-ть принуждение, контроль и угрозу наказания.
2.Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.
Достоинства- создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.
Недост. - активность и инициативность раб-ков не всегда ведут к достижению целей орган-ии.
Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представления автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией «У».
Теория «У»
труд – это процесс естественный. Если условия благоприятствуют, люди примут на себя ответственность, и будут стремиться к ней.
если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
приобщение является функцией вознаграждения, связанных с достижением целей.
способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.
3.Либеральный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале.
Достоинства пассивного метода - абсолютная свобода исполнителей. Недостаток- тот же. Абсолютная свобода исполнителей почти всегда вредна, за исключением тех случаев, когда персонал высоко компетентен.
5.Дайте определение организационных полномочий и рассмотрите их основные виды. Чем различаются линейные и штабные полномочия? Как соотносятся понятия полномочия, ответственность, обязательства и задачи? Какова последовательность проектирования организационной структуры управления?
Делегирование полномочий – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.
Делегирование базируется наполномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Под обязательством мы понимаемто, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.
Объем ответственности — вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.
Проектирование оргструктуры
При проектировании используется следующее:
метод аналогии (предполагает опыт проектирования структуры управления в аналогичных ситуациях).
экспертный метод (базируется на улучшении предложений экспертов).
метод структуризации целей (предусматривает разработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой).
организационное моделирование (сущность заключается в разработке формализованных описаний распределения полномочий и ответственности).
6.Проанализируйте информационное обеспечение одной из функций менеджмента по месту Вашей работы или учебы.
Анализируя состояние информационного обеспечения необходимо обратить внимание на действующую систему информации в организации, выявить, отвечает ли требованиям объем данных, используемых в решении задач функциональным подразделениям или нет.
Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его членя, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.Планирование – обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.
Процесс планирования в условиях ОАО ОЭМК включает следующие этапы:
В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.
Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:
1) Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.
2) Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
3) Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.
4) Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).
5) Техническая и технологическая документация.
6) Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).
7) Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.
В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.
Как функция управления АХД тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль АХД в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются к учитываются дополнительные резервы производства.
Отделом технико-экономическом планировании в условиях ОАО ОЭМК решаются задачи: формирование оптимального производственного плана с точки зрения различных критериев оптимальности; распределение годовой программы на полугодие, квартал, два месяца, месяц; расчет коэффициентов использования мощности и загрузки оборудования по группам взаимозаменяемого оборудования на изделие-представитель; определение дополнительной потребности в оборудовании. Здесь же реализуются задачи по труду и заработной плате, которые осуществляют расчеты нормативной и плановой трудоемкости программы, плановой численности рабочих, фонда заработной платы и др. В финансовой части технико-экономического планирования осуществляется расчет нормативных и плановых калькуляций сборочных соединений и изделий; нормативной и плановой себестоимости программы изготовления деталей, сборочных соединений, изделий в разрезе плановых периодов, а также величины прибыли. Для блока задач технико-экономического планирования характерны сложные внешние и внутренние информационные связи.
Блок получает информацию от подсистем управления технической подготовкой производства и обменивается информацией с подсистемами оперативного управления основным производством, управления сбытом, материальными ресурсами, персоналом и вспомогательным производством. Блок характеризуется высокой степенью внутренней информационной взаимосвязи комплексов задач и отдельных функциональных задач. Например, информация о годовой программе и сводных нормах времени и расценках позволяет определить нормативную трудоемкость выполнения программы и требуемое количество рабочих по профессиям и разрядам. Наибольшая информационная нагрузка характерна для осуществления расчетов по нормативной и плановой калькуляции себестоимости единицы продукта труда. Для реализации данного блока в условиях ИТ требуется использование оптимизационных экономико-математических моделей.
Данный блок осуществляет внешние информационные связи (обмен информацией) с подсистемами управления: технической подготовкой производства, материальными ресурсами, сбытом, персоналом, вспомогательным производством. Внутренний обмен информацией происходит с блоками технико-экономического планирования и анализа. Функциональные задачи данного блока характеризуются большой трудоемкостью, несложными алгоритмами расчетов, возможностью группировки и перегруппировки учетной информации в самых различных направлениях.
ОАО «ОЭМК» является наиболее высокоавтоматизированным и высокопроизводительным металлургическим предприятием в России. Интегрированная автоматизированная система управления комбинатом является многоуровневой и построена по иерархическому принципу.
Верхний уровень управления комбинатом поддерживается информационной системой класса ERP на базе R/3 SAP, которая совместно с локальными – цеховыми - системами обеспечивает выполнение основных бизнес-процессов [6].
Данная система обеспечивает информационную поддержку и позволяет управлять всеми хозяйственными процессами комбината. В том числе основных задач, решаемых с помощью современных информационных технологий планирование, контроль и анализ затрат на производство, анализ прибыли и рентабельности
7.Проанализируйте организацию взаимодействий и полномочий в Вашей организации. При анализе организации взаимодействия и полномочия необходимо указать количество уровней управления в организации и обратить внимание на процесс делегирования полномочий.