Удовлетворении потребности во власти.

Удовлетворение потребности в общении. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации – слухам, сплетням и другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно.

Характеристики неформальных организаций

Социальный контроль. Первым шагом к установлению социального контроля является установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы.

Сопротивление переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной орга­низации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.

Неформальные лидеры. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения.

Управление неформальной организацией

– признать существование неформальной организации и не принимать мер по ее уничтожению.

– рекомендуется выслушать членов и лидеров неформальной организации.

– перед принятием решения просчитать их возможное влияние на членов организации.

– чтобы ослабить сопротивление переменам, разрешить им участвовать в процессе принятия решений.

– быстро выдавайте точную информацию, препятствующую возникновению слухов.

Трудности, связанные с неформальными организациями

Непродуктивное поведение, что мешает достижению формальных целей.

Распространение ложных слухов по неформальным каналам, которые могут привести к возникновению отри­цательного отношения к руководству.

Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.

Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренив­шихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства.

Положительные моменты существования неформальных групп

Предан­ность группе может перейти в преданность организации.

Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании.

Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. На­пример, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства.

Неформальные ка­налы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

4.Почему стиль руководства – явление строго индивидуальное? Сравните автократичный, демократичный, либеральный стили руководства. Какой из стилей управления, по вашему мнению, является наиболее эффективным?

Стиль руководства – принятая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для оказания влияния и побуждая их к достижению целей организации.

Стиль руководства явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений, именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства:

- авторитарный,

- демократический,

- либеральный.

1.Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.

Достоинства стиля: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд.

Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя.

Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руко-во.

Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х».

Теория «Х»

люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

больше всего люди хотят защищенности.

чтобы заставить людей трудиться, необх-мо исп-ть принуждение, контроль и угрозу наказания.

2.Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.

Достоинства- создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.

Недост. - активность и инициативность раб-ков не всегда ведут к достижению целей орган-ии.

Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представления автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией «У».

Теория «У»

труд – это процесс естественный. Если условия благоприятствуют, люди примут на себя ответственность, и будут стремиться к ней.

если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

приобщение является функцией вознаграждения, связанных с достижением целей.

способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

3.Либеральный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале.

Достоинства пассивного метода - абсолютная свобода исполнителей. Недостаток- тот же. Абсолютная свобода исполнителей почти всегда вредна, за исключением тех случаев, когда персонал высоко компетентен.

5.Дайте определение организационных полномочий и рассмотрите их основные виды. Чем различаются линейные и штабные полномочия? Как соотносятся понятия полномочия, ответственность, обязательства и задачи? Какова последовательность проектирования организацион­ной структуры управления?

Делегирование полномочий – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование пред­ставляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди со­трудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.

Делегирование базируется наполномочиях и ответствен­ности.

Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Под обязательством мы понимаемто, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полно­мочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.

Объем ответственности — вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.

Полномочие - это организационно закрепленное огра­ниченное право использовать ресурсы организации и направ­лять усилия ее работников на выполнение делегируемых за­дач.

Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее друго­му подчиненному.

Линейные полномочия выражают существующую в органи­зации систему властных отношений между руководством и под­чиненными.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия - это право советовать или помо­гать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

Рекомендательные полномочия штабного аппарата явля­ются наиболее ограниченными и сводятся в основном к кон­сультированию линейного руководства.

Введение процедуры обязательного согласования обеспе­чивает расширение рекомендательных полномочий и обязыва­ет линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

Параллельные полномочия представляют собой дальней­шее расширение штабных полномочий и включают право от­клонять определенные решения линейного руководства.

Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Необходимость реализации штабных функций и полномо­чий обусловила формирование специального штабного (адми­нистративного) аппарата в организациях.

Проектирование оргструктуры

При проектировании используется следующее:

метод аналогии (предполагает опыт проектирования структуры управления в аналогичных ситуациях).

экспертный метод (базируется на улучшении предложений экспертов).

метод структуризации целей (предусматривает разработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой).

организационное моделирование (сущность заключается в разработке формализованных описаний распределения полномочий и ответственности).

6.Проанализируйте информационное обеспечение одной из функ­ций менеджмента по месту Вашей работы или учебы.

Анализируя состояние информационного обеспечения необходимо обратить внимание на действующую систему информации в организации, выявить, отвечает ли требованиям объем данных, используемых в решении задач функциональным подраз­делениям или нет.

Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его членя, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.Планирование – обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.

Процесс планирования в условиях ОАО ОЭМК включает следующие этапы:

Удовлетворении потребности во власти. - student2.ru

В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, те­кущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, про­ектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статис­тического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа при­надлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наибо­лее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их ре­зультаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и от­четности, обеспечивает принятие необходимых мер, направлен­ных на улучшение выполнения планов, достижение лучших ре­зультатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаи­мосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (напри­мер, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии произ­водственных запасов) и тем самым создают условия для повы­шения эффективности аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся доку­менты, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

1) Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.

2) Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3) Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

4) Материалы изучения передового опыта, полученные из раз­ных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).

5) Техническая и технологическая документация.

6) Материалы специальных обследований состояния произ­водства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотогра­фия и т.п.).

7) Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Как функция управления АХД тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль АХД в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются к учитываются дополнительные резервы производства.

Отделом технико-экономическом планировании в условиях ОАО ОЭМК решаются задачи: формирование оптимального производственного плана с точки зрения различных критериев оптимальности; распределение годовой программы на полугодие, квартал, два месяца, месяц; расчет коэффициентов использования мощности и загрузки оборудования по группам взаимозаменяемого оборудования на изделие-представитель; определение дополнительной потребности в оборудовании. Здесь же реализуются задачи по труду и заработной плате, которые осуществляют расчеты нормативной и плановой трудоемкости программы, плановой численности рабочих, фонда заработной платы и др. В финансовой части технико-экономического планирования осуществляется расчет нормативных и плановых калькуляций сборочных соединений и изделий; нормативной и плановой себестоимости программы изготовления деталей, сборочных соединений, изделий в разрезе плановых периодов, а также величины прибыли. Для блока задач технико-экономического планирования характерны сложные внешние и внутренние информационные связи.

Блок получает информацию от подсистем управления технической подготовкой производства и обменивается информацией с подсистемами оперативного управления основным производством, управления сбытом, материальными ресурсами, персоналом и вспомогательным производством. Блок характеризуется высокой степенью внутренней информационной взаимосвязи комплексов задач и отдельных функциональных задач. Например, информация о годовой программе и сводных нормах времени и расценках позволяет определить нормативную трудоемкость выполнения программы и требуемое количество рабочих по профессиям и разрядам. Наибольшая информационная нагрузка характерна для осуществления расчетов по нормативной и плановой калькуляции себестоимости единицы продукта труда. Для реализации данного блока в условиях ИТ требуется использование оптимизационных экономико-математических моделей.

Данный блок осуществляет внешние информационные связи (обмен информацией) с подсистемами управления: технической подготовкой производства, материальными ресурсами, сбытом, персоналом, вспомогательным производством. Внутренний обмен информацией происходит с блоками технико-экономического планирования и анализа. Функциональные задачи данного блока характеризуются большой трудоемкостью, несложными алгоритмами расчетов, возможностью группировки и перегруппировки учетной информации в самых различных направлениях.

ОАО «ОЭМК» является наиболее высокоавтоматизированным и высокопроизводительным металлургическим предприятием в России. Интегрированная автоматизированная система управления комбинатом является многоуровневой и построена по иерархическому принципу.

Верхний уровень управления комбинатом поддерживается информационной системой класса ERP на базе R/3 SAP, которая совместно с локальными – цеховыми - системами обеспечивает выполнение основных бизнес-процессов [6].

Данная система обеспечивает информационную поддержку и позволяет управлять всеми хозяйственными процессами комбината. В том числе основных задач, решаемых с помощью современных информационных технологий планирование, контроль и анализ затрат на производство, анализ прибыли и рентабельности

7.Проанализируйте организацию взаимодействий и полномочий в Вашей организации. При анализе организации взаимодействия и полномочия необходимо указать ко­личество уровней управления в организации и обратить внимание на процесс делегиро­вания полномочий.

Наши рекомендации