Билет№6Власть, как явление: субъект власти, носитель власти, источники власти, ресурсы власти.

Власть – способность возможности проводить свою волю личности, группа или партия в определённых социальных условиях даже вопреки сопротивлению воли (Макс Вебер)

Различают субъекты власти и носителей власти:

субъекты власти – народ;

носитель власти – президент и премьер-министр, партии.

Ресурсы власти:

То на что опирается власть в процессе своей деятельности

1)Экономические ресурсы (национальная валюта, банки, золотой запас; таможенные, налоговые сборы; инвестиции внутренние и внешние; внешне-экономическая политика; внедрение научно-технических достижений)

2)Социальный ресурс (социальная структура общества; власть опирается на определенные слои)

3)Идеологический ресурс. Партии выполняют роль громоотвода.

4)Культурно-информационный ресурс (культурные ценности, обычаи, традиции, система информации).

5)Правовой ресурс (конституция, федеральные законы, нормативные акты, указы, приказы, постановления, госты, стандарты)

6)Административный ресурс – совокупность силовых государственных институтов (армия, полиция, тюрьма – гос ресурс поддержки власти, зависит от кадров, которые там работают).

Источники власти - средства подкрепления, с помощью которых он сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его.

· Нормативная власть - существуют некие нормы, согласно которым один человек имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения, а в случае необходимости настаивать на них.

· Власть вознаграждения - ее сила определяется ожиданием удовлетворения своих

потребностей или вознаграждения (банальный пример - это работа за заработную плату).

· Власть принуждения, или наказания - принуждение здесь заключается в том, что

пространство возможных действий В результате угрозы наказания суживается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладывают в постель.

· Власть эталона - основана на отождествлении одного человека с другим и желании быть похожим на него.

· Власть знатока - основана на особых знаниях, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

· Информационная власть - имеет место в тех случаях, когда один человек владеет

информацией, способной скомпрометировать другого человека (шантаж).

Билет№7 Концепции, объясняющие происхождение власти

Концепции, объясняющие происхождение власти.

1) Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. Считается, что монарх избран Богом.

2) Классовая концепция. Власть – господство одних классов над другими, связанное с имеющимися у них возможностями (воли, богатства и др.)

3) Биологическая концепция. Человек – социальное животное, а власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке.

4) Психологическая концепция. Основная масса людей – комфортанты. Конформизм – основа для ошибок в американской политике (принятие решения в коллективе проще).

5) Иррациональная концепция. Власть – управление народом с помощью лифтов. Миф для управления: идеология, религия.

6) Бихевиористическая концепция. Власть определяется как особый тип поведения. В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности.

7) Типологическая концепция. Власть – целеполагание 15 век, власть нужна для: 1) Защита человека от природных катаклизмов; 2) Защита человека от себе подобных; 3) Защита человека от самого себя; 4) Защита человека от самой власти.

8) Культурно-социологическая концепция. Определение власти идёт с конкретной социальной средой, её ценностями, традициями, предначертаниями. Передача их по наследству – резус фактор.

9) Реляционистская концепция. Власть – отношение между субъектами и партиями в соответствии с их социальными взаимодействиями, позициями в социальном и политическом пространстве.

10) Системная (структурно-функциональная) концепция. Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)

Билет№8 Функции власти

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д.

Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демократические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политическую систему.

Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.

Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

Билет№9 Признаки власти.

Признаки власти:

-легитимность

-суверенитет

- публичность

1. Легитимность – право на власть, оно может быть традиционным и юридическим, или национально-легитимным, как называл Вебер.

- традиционное (монархии) – венчание на царство

- национальный-легальный вид – подкрепленный законом, который оговаривает правила, функции, границы власти.

Легитимация власти – признание или непризнание власти населением; это психологическое признание власти населением. Иногда легитимация власти существует вне закона.

Закон о власти появился в конституции 1993 года.

2. Под суверенитетом власти понимается политическая независимость и самодостаточность. – Ж. Боден.

Исключительное право власти – устанавливать правопорядок в стране.

Суверенитет власти имеет право отменять внутренние законы, если они идут в разрез с национальной безопасностью. Власть может применять жестокие санкции к нарушителю. Власть может отменять законы, угрожающие национальной безопасности.

3. Публичность власти – несколько важных слагаемых, которые делают власть доступной населению. (гласность, поощряющаяся властью)

- обратная связь между властью и населением

-разъяснительная политика властью населению

- информационное обеспечение власти

Билет№10 Открытие закономерностей Парето, Моски и Михельса в отношении политических элит.

Гаэтано Моска (1854—1941) анализировал политическое господство на основе организационного подхода. Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.

Наши рекомендации