Этапы рационального принятия управленческих решений

Классический подход к принятию управленческих решений состоит в соблюдении определенных процедур и выполнении обязательных действий. Процесс принятия и реализации решений включает следующие этапы:

диагностика проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего решения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни» (это могут быть низкие прибыль, объем продаж, производительность; высокие издержки, текучесть кадров). Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внешнюю и внутреннюю информацию, касающуюся только конкретной проблемы, конкретного человека, цели (релевантную информацию).

формулировка ограничений и критериев их принятия. Определяются показатели (критерии выбора), по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор лучшей. Возможные ограничения : недостаточность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию.

определение альтернатив. Руководитель ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения несколькими альтернативами. Поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому ищут решение, которое удовлетворяет определенному минимальному стандарту.

оценка альтернатив. При оценке решений руководитель тщательно взвешивает и оценивает все альтернативы, определяет достоинства и недостатки каждой из них и вероятностные результаты их реализации, определяемые в результате сопоставления каждой альтернативы с критериями, установленными на втором этапе.

выбор альтернативы Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

реализация решения. Принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей. Ценность решения состоит в том, что оно осуществлено.

контроль за исполнением решения. Выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.

СРЕДА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ – варьируется в зависимости от степени риска: определенность, риск и неопределенность. Условия определенности существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность каждого результата может быть определена. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. На основе собственных суждений руководитель должен установить вероятность возможных последствий.

ПРИМЕР.

Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.

Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.

Например, руководитель автотранспортного предприятия не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму. Но из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.

3.Дайте определение группы и неформальной организации. Как возникают неформальные группы и организации? Оказывает ли неформальна организация воздействие на развитие формальной организации? Если да, то раскройте механизм такого воздействия.

Группа – 2 или более человека, объединенных общностью целей, при этом каждый член группы с одной стороны может быть подвержен влиянию согруппников, а с другой стороны сам может оказать влияние на них.

Неформальная организация – спонтанно возникшая группа людей, которая регулярно вступает во взаимодействия для достижения определенных целей.

Наши рекомендации