История административно-территориального устройства.
18 декабря 1708 г. при Петре 1 территория России Империи была разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманская, Архангелогородская, Киевская, Смоленская, Казанская, Новгородская, Сибирская). Кировская область в то время относилась к Сибирской губернии. К 1766 г. губерний стало 23. реформа Екатерины 2 1775-1785 привела к образованию 38 наместничеств, 3 губерний (Петербургская, Псковская и Московская) и 1 область на правах наместничества.
К 1914 Россия делилась на губернии, области и одно наместничество.
Губернии делились на провинции, провинции – на уезды, уезды – на волости.
После 1918 сетка адм-тер. деления не отличалась стабильностью. Важным шагом развития территорального устройства было принятие Конституции 1936 г. после распада СССР города и области стали переименовывать в дореволюционные названия, появились национальные названия республик в составе регионов. Стали укреплять регионы (вместо 89 субъектов образовалось 83). На данный момент в РФ 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. значения, 1 автоном. область, 4 авт. округа.
Административно территориальное деление совпадает с сеткой муниципальных образований.
Муниципальное образование – населенная территория, в границах которого осуществляется местное самоуправление.
Типы муниципальных образований:
1 уровень МО – сельское поселение (на 2011 год – 18996 (по КО – 331)) Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные органы.
– городские поселения (1733). Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные органы.
ФЗ №131 предусматривает, что границы сельского поселения устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течении 1 дня.
2 уровень МО – муниципальный район (1824 (по КО – 39)). Больше всего в России муниципальных районов в Алтайском крае – 60, меньше – в Ненецком округе. Границы устанавливаются с учётом транспортной доступность административного центра и обратно в течении рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.
3 уровень МО –городской округ. (515 (в КО – 6). Больше всего в Московской области – 38.
4 уровень МО - Внутригородские территории города федерального значения. (236 (КО – нет). 111 – в С-П, 125 – в Москве.
Противоречия территориального (федеративного) устройства России.
1. Большое количество субъектов.
2. Наличие сложносоставных субъектов.
3. Москва и Санкт-Петербург являются централи 2х субъектов федерации.
4. Межрегиональная ассиметрия – это устойчивая во времени и пространстве отклонение в условиях и в результатах развития социальной сферы, в уровнях развития экономики.
· По территории
· По численности населения
· По размерам ВРП
· Наличие субъектов, созданных по национальным признакам.
Территориальное устройство РФ.
Территориальное устройство - способ деления страны на части.
Формы территориального устройства:
1) Унитарная форма, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Большинство государств современного мира — унитарные: Италия, Болгария, Колумбия и др.
2) Федеративная форма, при которой наряду с едиными органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. К федеративным странам относятся Германия, Россия, США и др.
3) Конфедеративная форма — объединение независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко, в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация.
Россия, согласно ст. 65 Конституции РФ, является федеративным государством.
Сейчас в России 83 субъекта (в 1993 году - 89 субъектов): 46 областей, 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города федерального значения.
Противоречия территориального устройства РФ:
1) 83 субъекта - это слишком много.
2) Наличие сложносоставных субъектов (когда один регион входит в другой).
3) Москва и Санкт-Петербург являются столицами сразу двух субъектов РФ.
4) Наличие субъектов Федерации, созданных по административному и по национальному признаку.
5) Большая социально-экономическая дифференциация регионов по территории, населению, уровню жизни.