Проблемы административно-территориального устройства РФ

РФ – самое большое и многочисленное в мире федеративное государство, состоящее из 83 субъектов. Между субъектом федерации существуют громадные различия по площади территории, экономико-географическому положению, численности населения, этно-конфессиональному составу и культурно-образовательному уровню,

Обострение проблем развития регионов и их асимметрия связаны с федеративным устройством РФ. В основу административно-территориального деления РФ положены следующие принципы: территориальная целостность; экономическая самостоятельность; наличие субъектов и объектов управления; единая система расселения, социального и культурно-бытового обслуживания; национально-этническая общность.

Административно-территориальное деление РФ имеет сложноподчиненный характер и отличается включением отдельных субъектов РФ в другие. Особая «матрёшечная» структура РФ является своеобразной особенностью устройства страны. Неопределенным является положение автономных округов и автономной области: с одной стороны, они имеют по Конституции равные с другими субъектами права, с другой – входят в состав краев и областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта.(пр. Эвенкийский авт.округ и Таймырский авт. округ вошли в состав Красноярского Края)

Эти особенности административно-территориального устройства РФ порождают ряд управленческих проблем. Первая проблема – асимметричность РФ: равноправные по Конституции субъекты федерации имеют разные государственно-правовые статусы. Республики признаются государствами и могут иметь свои Конституции, гос язык и символику. Остальные субъекты федерации являются административно-территориальными образованиями, имеющими свой устав и свое законодательство. Вторая проблема – разделение властей по вертикали (подчинение двум конституциям). Несмотря на то, что Конституция РФ разграничивает полномочия федерального центра и регионов (субъектов РФ), вопрос разделения властей по вертикали остается не урегулированным до конца. Это породило разбалансированность между Конституцией РФ и конституциями федеративных республик.

Политико-правовая асимметрия субъектов дополняется асимметрией экономической. Как уже было отмечено, все субъекты РФ различаются по разным характеристикам. Для РФ характерно слабое освоение восточных и северных регионов, но вместе с тем более интенсивное в промышленном плане развитие северных регионов по сравнению с южными. Переход к рыночным механизмам хозяйствования (то есть каждый регион будет содержать себя сам за счет собственного производства и собственных ресурсов) усилил неравномерность социально-экономического развития регионов.

Существует 2 подхода к решению проблемы экономической асимметрии субъектов Федерации: бюджетное выравнивание (всё что зарабатывают регионы забирать в центр и распределять по регионам одинаково в зависимости от территории и населения) и объединять успешные регионы, которые производят больше чем потребляют (регионы-доноры) с отсталыми регионами и в то же время предоставлять успешным субъектам больше возможностей.

Преимущество РФ – большая территория – является одновременно и её недостатком, поскольку порождает большие транспортные затраты (нужно уменьшать транспортные затраты, например:.если в Красноярском крае производятся цветные металлы, то нужно, чтобы и обрабатывали их тоже здесь либо в соседнем регионе)

Главной задачей современного этапа регионального развития является создание единого пространства. В настоящее время разработан инновационный сценарий развития регионов страны, который позволяет снять ряд проблем административно-территориального устройства РФ. Инновационный сценарий связан с многополярным развитием территории РФ и формированием новых региональных зон опережающего развития, таких как:

1) крупнейшие агломерации федеральных городов с наиболее устойчивым экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций. К ним относятся: Московский макрорегион (Москва, Московская область и связанные с ними граничащие области), агломерация Санкт-Петербурга и связанные с ней балтийские портовые комплексы, включая Калининградскую область;

2) ведущие сырьевые и регионы, в которых сосредоточена нефтяная, металлургическая и химическая промышленность.

3) портовые регионы Европейской России, расположенные на путях основных торговых потоков и, особенно, вблизи агломераций, а также портовые города Дальнего Востока (Владивосток);

Наши рекомендации