Основные принципы территориальной организации муниципальной власти. Соотношение муниципально-территориального и административно-территориального устройства.

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

· создание муниципального образования;

· состав территории муниципального образования;

· границы муниципального образования;

· изменение состава территории муниципального образования;

· упразднение муниципального образования.

Вопросы организации власти неразрывно связаны с территориальным устройством государства, поскольку деятельность органов власти осуществляется и распространяется на определенной территории – территориальной единице, на которые разделена вся территория государства. Такое деление территории государства называется административно-территориальным делением и является неотъемлемой частью государственного устройства.

По учебнику Мильшина и Чаннова:

Территориальные основы местного самоуправления - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

1. местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;

2. территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;

3. изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Иные принципы: В решении вопросов территориальной организации местного самоуправления должны учитываться следующие принципы:

· осуществление местного самоуправления на всей территории России;

· Население не зависимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления;

· обеспечение экономических и организационных условий;

· целостность территории муниципального образования и возможность их объединения при наличии общей границы;

· учет мнения населения, проживающего на данной территории;

· учет исторических, социально-этнических и иных местных традиций;

ФЗ 2003 г. провозглашает обязательность осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, но, в отличие от ФЗ 1995 г., не просто декларирует эту обязательность, но и закрепляет формы и способы ее обеспечения.

· Вся территория субъекта Федерации, за исключением сельской территории с низкой плотностью населения, должна разграничиваться между поселениями.

· Территории всех поселений, за исключением территории городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

· Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. За исключением этой территории, территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территории поселения.

· В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

· Теперь не может быть территории - поселенческой или межселенной, которая не была бы разделена либо между поселениями и городскими округами (в местностях со средней и высокой плотностью населения), либо между муниципальными районами (в местностях с низкой плотностью населения).

· В муниципальных районах с низкой плотностью населения межселенная территория возможна как территория, находящаяся вне границ поселений. На этой территории могут располагаться небольшие населенные пункты, не входящие в состав сельских или городских поселений.

По учебнику Игнатюка, Павлушкина:

В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" детализируется это конституционное положение и уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации (ст. 10).

Немного истории:

К решению вопросов о территориальных основах местного самоуправления в новейший период подходили на разных этапах по-разному. Одновременно с формированием нормативно-правовой базы местного самоуправления шли изменения и территориальных основ.

1. Первоначально (первый этап) органы местного самоуправления в России создавались и функционировали в границах административно-территориальных единиц. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в союзном и российском законодательстве о местном самоуправлении отсутствовало. Оно не допускало осуществление местного самоуправления на каких-либо иных территориях, кроме как в рамках административно-территориальных единиц установленных еще в годы советской власти. Район, бывший узловым звеном системы управления в советский период, сохранил ключевую роль и в структуре местного самоуправления на первоначальном этапе реформирования. Принципы административно-территориального устройства, предполагающие соподчинение органов власти разного территориального уровня по существу перенесены на систему самоуправления на местах.

2. На втором этапе с октября 1993 года, начавшийся с Указа Президента РФ, утвердившего Положение об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы (26.10.1993 г.). В этом положении вводится понятие поселенческого принципа территориальной организации местного самоуправления, в соответствии с которым территориальной основой выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения. Поселенческий принцип разрушил приоритет района как территориальной основы в организации местного самоуправления и старые организационные принципы власти на местах.

3. Конституция России 1993 года не содержит конкретных исчерпывающих положений о территориальных основах местного самоуправления, тем самым предоставляет широкие возможности населению самим определять территориальные границы для создания муниципальных образований с целью организации самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

Из учебника Мильшина и Чаннова:

В иерархии территориальных единиц Российского государства выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие - субъекты РФ, второй - деление субъектов Федерации на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная единица есть часть территории субъекта Федерации с установленными границами, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны в целом.

Наиболее распространенные виды административно-территориальных единиц - районы, сельсоветы; населенных пунктов - села, деревни, станицы, поселки, города, районы в городах.

Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц - муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. И если административно-территориальная единица есть формальная единица территориального деления субъекта Федерации, выделенная органами государственной власти субъекта РФ в целях реализации своих полномочий, то "система муниципальных образований - формируется "снизу", в идеале - в соответствии с потребностями местного населения"

Из учебника Васильева:

Определив общий для всех субъектов Федерации порядок территориальной организации местного самоуправления, Федеральный закон N 131-ФЗ ощутимо затронул административно-территориальное устройство субъектов Федерации. Сеть муниципальных образований почти идеально вписалась в сложившуюся структуру административно-территориального деления субъектов Федерации с восстановлением ранее существовавших сельсоветских административно-территориальных единиц. Это не оправдывает вывод о ненужности государственно-правового института административно-территориального устройства субъекта Федерации. Он сохраняется и функционально, и институционально. Свидетельство тому - продолжающие действовать законы субъектов Федерации об их административно-территориальном делении. Созданные в муниципальных образованиях - районах и городских округах - органы местного самоуправления выполняют отдельные государственные полномочия, на территории этих муниципальных образований самостоятельно действуют органы государственной власти, реализуя правоохранительные, налоговые и другие государственные функции.

Вне границ муниципальных образований существуют административно-территориальные единицы. Например, в Свердловской области созданы административные округа, включающие несколько муниципальных (административных) районов. Вполне возможно, что некоторые полномочия федеральные и региональные органы государственной власти могут не передавать муниципальным органам, а создавать для этого специализированные административные структуры, территориальные пределы деятельности которых не обязательно будут совпадать с границами действующих муниципальных, как и административно-территориальных, образований, например образовательные округа.

Таким образом, организационно-правовые институты "административно-территориальное деление" и "территориальное устройство местного самоуправления", хотя и тесно связаны, не являются идентичными.

Из учебника Авакъяна:

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ» НЕТ понятия уровняосуществления МСУ.

Но: все существующие мун. образования являются уровнями МСУ, а именно:

· сельские поселения;

· городские поселения;

· муниципальные районы;

· городские округа;

· внутригородские территории городов фед. значения.

ВАЖНО: этот перечень исчерпывающий; все новые уровни могут быть предусмотрены не иначе, как на основании принципов ФЗ.

Важные принципы:

1) единство административно-территориальной структуры субъекта РФ и организации МСУ;

- вся территория субъекта должна быть разбита на мун. районы и городские округа; ни один клочок земли НЕ МОЖЕТ остаться за их пределами; в т.ч. наукограды и закрытые образования – все является муниципальным образованием на уровне муниципальных районов и городских округов.

- по общему правилу на уровне городских округов и мун. образований НЕ создается иных органов публичной власти общего характера, кроме органов МСУ (хотя там, конечно, есть суды, прокуратуры и др.);

Что это за орган? Предлагались разные три варианта:

1) если в районе/ городе создан орган МСУ как орган управления общей компетенции:

- не требуется создание отдельного местного органа гос. управления;

- и государственные, и местные полномочия объединяются в руках органа МСУ.

2) на уровне города/района – гос. управления, МСУ – на уровне сельских поселений, районов или микрорайонов города;

- тут вопрос: вправе ли субъект РФ не превращать район, город в мун. образование, если надо, проводить реорганизацию, делать их уровнем осуществления гос. власти?

3) на уровне города/района – два органа: орган МСУ и гос. орган, каждый из которых решает свои вопросы (своеобразное двоевластие).

Здесь важно кратко описать Постановление КС по Удмуртской республике 1997 года:

- местное самоуправление должно быть одноуровневым; то есть, если район – это мун. образование, то поселения в его составе уже не могут иметь такой статус; новый ФЗ это опроверг – мун. образованиями становятся и район, и входящие в него поселения;

- субъект вправе создавать органы гос. власти в городах, наделив их статусом городов республиканского (или др.) значения; в таком случае мун. образования могли бы стать части города; ФЗ это так же не подтвердил – мун. образованием является городской округ, а для частей города введение МСУ возможно ТОЛЬКО в городах фед. значения (внутригородские территории);

- ! мун. образование возможно преобразовать в административно-территориальную единицу, где будет гос. власть вместо МСУ, правда, с обязательным учетом мнения населения – ФЗ не предусматривает такого преобразования, но при всех изменениях границ мун. образований требует-таки мнения населения;

ИТОГО:

Далеко не все позиции КС РФ нашли отражение в законе.

Что касается структуры МО:

- она стала двухуровневой: в состав района входят два или более сельских поселений, одно или несколько городских округов;

- ФЗ не вводит принципа соподчиненности мун. образований; каждое из них самостоятельно в пределах своей компетенции; органы МСУ не имеют права вмешиваться в дела других органов МСУ;

- Васильев: в действительности полномочия мун. районов и входящих в них сельских поселений, например, неодинаковы; в любом случае сельскому поселению приходится соблюдать все решение органа МСУ мун. района.

!! При этом ФЗ почти ничего не говорит о разграничении объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов в двухзвенной системе.

18.Понятие муниципального образования. Виды муниципальных образований и критерии их формирования.

ФЗ 1995 ФЗ 2003
Дает определение: Муниципальное образование- городское, сельское поселение, иная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления ð Многообразие форм МСУ. Определения не дается, только исчерпывающий перечень муниципальных образований: =сельское поселение = городское поселение = муниципальный район = городской округ = внутригородская территория ГФЗ
Критерии создания муниципальных образований: 1) Организационный- наличие МСУ, его выборных органов 2) Материальный- наличие муниципальной собственности и местного бюджета  

Особенности территориального построения:

ü Муниципальное образование может состоять их одного или нескольких населенных пунктов.+ может включать земли прилегающих к землям населенных пунктов территории.

ü Территория субъекта федерации разграничивается м-ду городскими и сельскими поселениями с учетом плотности населения.

ü Территории всех первичных муниципальных образований+ межселенные территории (возникают на местах с малой плотностью населении- входят в состав муниципальных районов.

ü Территории с низкой плотностью- там, где плотность >3 раза ниже средней (аналогично- с высокой)

Сельское поселение Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых МСУ осуществляется населением непосредственно или через выборные или иные органы. В состав СП входят: один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения не менее 1000 человек (если территория с высокой плотностью населения- то не менее 3000). И (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый. !!! при малой плотности населения и больших территориях- ИСКЛЮЧЕНИЕ: статусом МП может быть наделено поселение с населением менее 1000 человек. Причем если на сходе в населенном пункте, численность населения которого менее 100 человек принято решение не наделяться статусом поселения и не входить в состав поселения. Тогда этот нас пункт входит в муниципального района как межселенная территория.
Городское поселение Город или поселок, в которых ), на которой МСУ осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные ОМСУ. Состав: один город или один поселок и территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры + можно включать и территории, которые не входят в состав иных муниципальных образований.
Муниципальный район Несколько поселений или поселений и ежселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых МСУ осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпосленческого характера населением непосредственнои или (и) через выборные и иные ОМСУ. +могут осуществлять некоторые гос полномочия, переданные им ФЗ и законами субъектов. v Границы устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения отнесенных к их ведению вопросов. Варианты: А) из сельских поселений (в аграрных районах) Б) из сельских и городских поселений (местности с развитой промышленной инфраструктурой) В) из сельских и городских поселений и межселенных территорий, не входящих в состав поселений (чаще в районах с низкой плотностью населения. ) Правило: при определении границ надо руководствоваться критериями пешеходной и транспортной доступности их административного центра для жителей.
Городской округ Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. v ОМСУ: 1) Решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений. 2) Отдельные гос. Полномочия. v Наделение статусом ГО осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся транспортной, социальной и иной инфраструктуры, необходимой для решения установленных вопросов местного значения, актуальных для ГО. v Населенный пункт, который приобрел статус ГО, может остаться центром района. v Отличие от гор. Поселений: v =выход из состава муниципального района = ГО может получить некоторые гос. Полномочия.
Внутригородская территория ГФЗ Часть территории ГФЗ (Мск и СПб), на которой МСУ осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные ОМСУ. ü Муниципальное образование- город в целом. ü Районы грродов- административно-территориальные единицы. В них нельзя создавать и избирать представительные органы. ü Глава района- служащий городской администрации, назначаемый в порядке, установленном законом.

Формирование и состав территории муниципального образования.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из

· одного населенного пункта

· несколько населенных пунктов

Кроме того, муниципальное образование может включать в себя

· земли населенных пунктов и прилегающие к ним земли

· межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований - поселений.

Формирования:

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит.

Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня.

→В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований - сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения; т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении. Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район - это межселенные территории.

В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Существуют перечни обоих видов территорий, утвержденныераспоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. N 707-р(с дополнениями от 4 ноября 2004 г.). В соответствующие перечни чаще всего включены конкретные районы субъектов РФ, в некоторых случаях - определенные муниципальные образования. Однако наряду с этим территориями низкой или высокой плотности названы целиком отдельные субъекты РФ (с низкой плотностью преимущественно автономные округа, с высокой плотностью, например, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Калининградская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская области и др.).

Состав:

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, по сути, отождествлял понятия "поселение" и "населенный пункт". Таким образом, население любой деревни, любого хутора, насчитывающего несколько жителей, вправе было настаивать на создании муниципального образования со своим бюджетом, выборными органами и т.д. Неоднозначность этих положений приводила к протестам органов прокуратуры, к судебным разбирательствам по поводу некоторых решений властей субъектов Федерации, устанавливающих границы муниципальных образований.

Правовая ситуация осложнялась тем, что другие федеральные законы уравнивали содержание терминов "поселение" и "населенный пункт". Такой важный для решения территориальных вопросов документ, как действовавший тогда Градостроительный кодекс Российской Федерации, устанавливал, что городские поселения - это города и поселки, а сельские - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные. Это усиливало неразбериху, которая отрицательно сказывалась на развитии демократического института публичной власти.

Федеральный закон N 131-ФЗ разграничивает понятия "поселение" и "населенный пункт".

Сельское поселение изначально определялось как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). Не ограничиваясь этим определением, Закон установил подробные количественные параметры сельских поселений.

Однако практика применения Закона показала, что некоторые из этих положений оказались неоднозначными. К тому же выяснилось, что отдельные содержавшиеся в Законе требования не учитывают конкретные условия регионов и муниципальных образований.

ð Понятие сельского поселения в уточненном виде в Законе определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В некоторых регионах норму Закона, допускающую возможность включения в состав территории городских поселений сельских населенных пунктов, использовали для включения в состав городского поселения территории в размерах административного района и придания такому району статуса городского округа.

o Пример: В Ивановской области 15 районов из 21 оказались наделенными статусом городского округа. Чтобы не допускать такие аномалии из определения городского поселения, содержавшегося в абз. 3 ч. 1 ст. 2 Закона, исключено положение о том, что к городу или поселку, составляющему городское поселение, может прилегать территория с находящимися на ней сельскими населенными пунктами, не являющимися сельскими поселениями.

Упоминание о "прилегающей территории" исключено также из п. 5 ч. 1 ст. 11, который дополнен указанием на то, что в состав территории городского поселения могут входить территории, предназначенные в соответствии с генеральным планом городского поселения для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В отличие от первоначальной, новая редакция данного пункта допускает возможность существования на территории городского поселения не только сельских населенных пунктов, но и поселков. Таким образом, в данном случае поселки понимаются как места расселения городского типа.

Понятие городского поселения в уточненном виде выглядит следующим образом:

ð городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Еще одна поправка, внесенная в Федеральный закон N 131-ФЗ, связана с излишне строгим правилом, содержавшимся в первоначальном тексте Закона, о том, что в границах сельского поселения может находиться только один сельский населенный пункт с числом жителей более 1000 человек и (или) объединенные одной территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Между тем нередкими оказались ситуации, когда на компактно заселенной территории находились два или три села с населением в 1050, 1100 или 1150 человек и не было никакой управленческой и экономической целесообразности их разделения на самостоятельные муниципальные образования. Поэтому п. 6 ч. 1 ст. 11 был изменен, и теперь он устанавливает, что в состав территории сельского поселения может входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек.

Границы муниципальных образований

В статье 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований. Это следующие требования:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения может входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающих муниципальных районов вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения осуществляется региональными законами.

Ø К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России.

Ø К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России.

Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707р утверждены перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к тер

Наши рекомендации